Тема: Мобилизация внутриличностных ресурсов человека для переживания кризиса зрелости.
Слайд 1
В качестве основного контекста данной работы мы рассматриваем период зрелости и кризис зрелости.
Существует представление о зрелости как расцвете личности. Зрелость является самым длительным и самым значимым периодом жизни человека.
Людям в зрелом возрасте присуще противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение, оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция и многое другое.
Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. По мнению многих ученых (Э. Эриксон, А. Реан, Е.Чудина), человек легче переживает кризис зрелости, когда у него достаточно запаса эмоциональных ресурсов. Среди важных характеристик эмоционально зрелой личности выделяют способность контролировать собственные эмоции, умение открыто выражать собственные чувства, творческое самовыражение, юмор, сублимация, способность к символизации и гореванию, рационализация, смещение, адекватное реагирование на ситуацию.
Слайд 2
Гипотеза работы:
Эмоциональная компетентность человека способствует мобилизации внутриличностных ресурсов для переживания кризиса зрелости.
Объект исследования:
Мужчины и женщины в возрасте 55-65 лет.
Предмет исследования:
Связь между высокой эмоциональной компетентностью человека и мобилизацией внутриличностных ресурсов для переживания кризиса зрелости.
Слайд 3
Исследование предполагает решение следующих задач:
1. Диагностика людей в возрасте 55-65 лет и выделение группы людей, переживающих кризис.
2. Диагностика характеристик эмоциональной компетентности.
3. Проведение работы на развитие эмоциональной компетентности.
4. Анализ проведенной работы и полученных результатов.
Слайд 4
При проверке гипотезы в соответствии с задачами работы нами использовались следующие методы:
1. Метод интервью (текст интервью см. Приложение 1,7).
2. Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда (Приложение 2).
3. Методика И.М.Юсупова на исследования способности к сопереживанию (Приложение 3).
4. Тест М. Снайдера для определения способности эффективно управлять эмоциями (Приложение 4).
На первом этапе мы провели диагностику людей в возрасте 55-65 лет и выделили группу людей, находящихся в ситуации кризиса. Исследование проводилось с помощью метода интервью.
Кризисы зрелости преимущественно происходят во внутреннем плане личности. По мнению психологов Эриксона, Слободчикова, человек, находящийся в кризисе, может испытывать повышенную тревожность, быть критичным к собственным внутренним и внешним достижениям, возможны симптомы разочарованности, депрессия, потеря интереса к значимым сторонам жизни, скука, крушение иллюзий, потеря смысла жизни.
Слайд 5
В результате анализа ответов реципиентов были выявлены следующие признаки кризиса: неудовлетворенность работой(30%), отсутствие профессионального роста(35%), проблемы в семейной жизни(40%), поиск смысла жизни(25%), самоопределение(55%).
Признаки кризиса обнаружены у 10 (83%) испытуемых. У 2 (17%) испытуемых не было выраженных симптомов. В четырех случаях симптомы были ярко выражены.
В качестве рабочей гипотезы эксперимента мы выдвигаем предположение о том, что у людей в кризисе есть рассогласование между образами «Я-реального» и «Я-идеального».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.