Мобилизация внутриличностных ресурсов человека для переживания кризиса зрелости

Страницы работы

Содержание работы

Тема: Мобилизация внутриличностных ресурсов человека для переживания   кризиса зрелости.

Слайд 1

В качестве основного контекста данной работы мы рассматриваем период зрелости и кризис зрелости.

Существует представление о зрелости как расцвете личности. Зрелость является самым длительным и самым значимым периодом жизни человека.

Людям в зрелом возрасте присуще противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение, оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция и многое другое.

Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. По мнению многих ученых (Э. Эриксон, А. Реан, Е.Чудина), человек легче переживает кризис зрелости, когда у него достаточно запаса эмоциональных ресурсов. Среди важных характеристик эмоционально зрелой личности выделяют способность контролировать собственные эмоции, умение открыто выражать собственные чувства, творческое самовыражение, юмор, сублимация, способность к символизации и гореванию, рационализация, смещение, адекватное реагирование на ситуацию.

Слайд 2

Гипотеза работы:

Эмоциональная компетентность человека способствует мобилизации внутриличностных ресурсов для переживания кризиса зрелости.

Объект исследования:

Мужчины и женщины в возрасте 55-65 лет.

Предмет исследования:

Связь между высокой эмоциональной компетентностью человека и мобилизацией внутриличностных ресурсов для переживания кризиса зрелости.

Слайд 3

Исследование предполагает решение следующих задач:

1.  Диагностика людей в возрасте 55-65 лет и выделение группы людей, переживающих кризис.

2.  Диагностика характеристик эмоциональной компетентности.

3.  Проведение работы на развитие эмоциональной компетентности.

4.  Анализ проведенной работы и полученных результатов.

Слайд 4

При проверке гипотезы в соответствии с задачами работы нами использовались следующие методы:

1.  Метод интервью (текст интервью см. Приложение 1,7).

2.  Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда (Приложение 2).

3.  Методика И.М.Юсупова на исследования  способности к сопереживанию (Приложение 3).

4.  Тест М. Снайдера для определения способности эффективно управлять эмоциями (Приложение 4).

На первом этапе мы провели  диагностику людей в возрасте 55-65 лет и выделили группу людей, находящихся в ситуации кризиса. Исследование проводилось с помощью метода интервью.

Кризисы зрелости преимущественно происходят во внутреннем плане личности. По мнению психологов Эриксона, Слободчикова, человек, находящийся в кризисе, может испытывать повышенную тревожность, быть критичным к собственным внутренним и внешним достижениям, возможны симптомы разочарованности, депрессия, потеря интереса к значимым сторонам жизни, скука, крушение иллюзий,  потеря смысла жизни.

Слайд 5

В результате анализа ответов реципиентов были выявлены  следующие признаки кризиса: неудовлетворенность работой(30%), отсутствие профессионального роста(35%), проблемы в семейной жизни(40%), поиск смысла жизни(25%), самоопределение(55%).

Признаки кризиса обнаружены у 10 (83%) испытуемых. У 2 (17%) испытуемых не было выраженных симптомов. В четырех случаях симптомы были ярко выражены.

В качестве рабочей гипотезы эксперимента мы выдвигаем предположение о том, что у людей в кризисе есть рассогласование между образами «Я-реального» и «Я-идеального».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Доклады
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0