ТЕМА: Полоролевая идентичность детей 6 – 7 лет, воспитывающихся в Доме детства № 59.
Эта тема появилась у меня после прочтения книги А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых. Они утверждают, что воспитанники детских домов часто бывают несчастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в родительскую семью мужа, жены, имеют множество проблем в общении с супругом, несмотря на то, что мечтают создать хорошую, крепкую семью. Причину они видят в недостаточном уровне сформированности полоролевой идентичности детей, что связано с отсутствием образцов для половой и ролевой идентификации. Эта очень важная особенность в воспитании детей, живущих вне семьи. Для того, чтобы у детей сформировалась полноценная полоролевая идентичность, необходимы дополнительные методы педагогического воздействия, что и является предметом моего исследования.
Для того чтобы реализовать цель своей работы, а именно: «Формирование полоролевой идентичности детей 6 –7 лет, воспитывающихся в Доме детства», я опираюсь на работы следующих авторов: И.С.Кона, Е.Каган, А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, Захарова, Н.И.Непомнящей,
А также на экспериментальную часть дипломной работы выпускницы педколледжа №2 Бажажиной Н.(1997 г.).
После ознакомления с психолого-педагогической литературой по данной теме у меня возникла гипотеза. Я предполагаю, что дело не только в том, что у детей отсутствуют образцы для полоролевой идентификации. Все дети старшей группы Дома детства № 59 жили с родителями в течение нескольких лет, у них наверняка имеются хоть какие – то впечатления от жизни в семье. И эти впечатления проявляются в сюжетно – ролевой игре в виде действий, хотя и не присутствуют в виде слов. Я предполагаю, что ребенку необходимо что – то сделать с этими впечатлениями, чтобы они оформились словесно, закрепились и стали опытом, стали тем, что можно использовать в дальнейшем, от чего можно оттолкнуться и выстроить собственную линию поведения. Я предполагаю, что пространство, в котором ребенок может реализовать и оформить свои впечатления в опыт – сюжетно – ролевая игра, которая является ведущей деятельностью детей данного возраста.
Для того, чтобы проверить свою гипотезу, я провела экспериментальную работу, которая состоит из III частей.
I часть. Констатирующий эксперимент с целью выявления состояния полоролевой идентичности детей состоял из двух методик:
1. Рисуночный тест «Мальчик – девочка, мужчина – женщина». Цель данной методики: выявление у детей различения лиц мужского и женского пола по внешним признакам.
Итог: 7 детей справились с заданием
4 ребенка не справились.
2. Беседа на тему: «Каким должен быть настоящий мужчина, какой должна быть настоящая женщина». Цель: Выявление у детей знаний о ролевом поведении мужчин и женщин.
Итог: 2 ребенка частично справились заданием.
9 детей в беседе не упоминают о ролевом поведении мужчин и женщин.
II часть. На основе I части проводится работа по двум линиям. Цель: Формирование полоролевой идентичности 6 – 7 летних воспитанников детского дома.
Работа с 1 линия: детьми, которые не справились с заданием по первой методике.
Цель: оформление знаний о мужчинах и женщинах по внешнему виду.
1. Просмотр журналов с модой, где изображены мужчины и женщины. Обращаю внимание на внешний вид, отличия женщин от мужчин (у женщины косметика, украшения, тонкая талия, узкие плечи и пр. У мужчин борода, короткая стрижка, широкие плечи. Одежда мужчин и женщин отличается).
2 линия: проведение сюжетно – ролевых игр.
Цель: Оформление детских впечатлений о половых ролях в опыт.
1. «Мост» (игра с мальчиками). Цель: оформление качеств, присущих профессиям: строитель, механик, шофер, спасатель, милиционер как мужских.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.