Вторым этапом являлось написание дома мифа “Как выглядит путь в профессию психолога?”. Прочитав все мифы, студентам необходимо было самостоятельно сгруппироваться по какому – нибудь общему признаку в мифах. Образовалось три группы, миф каждой из них был публично прочитан, затем организовывалось обсуждение.
Проводилось это с диагностической целью, выявить как для первокурсников профессия мифологизирована, какие представления необходимо рушить непосредственно на самой игре.
Модераторы (старшекурсники) начертили схемы к этим трем мифам и предложили их на обсуждение. Вследствие чего первокурсники нарисовали свои дополнительные две схемы.
Главным недостатком в работе с психологами является то, что опыт оформлялся через бытовые представления. Схемы, которые начертили модераторы, не являлись культурной формой. Также не была задана культурная форма мифа. А поскольку на игре должно было происходить освоение пространства культурных форм, т.е. пространства университета, следовательно, возникает разрыв по отношению к теме самой игры.
Подготовительные семинары у педагогов
Подготовку педагогов к игре можно обозначить двумя фазами.
На начальном этапе первокурсникам было предложено деятельностно представить прошлое и настоящее. Образовалось несколько групп, в каждой из которых был свой модератор. Необходимо было не только вспомнить из прошлого или настоящего деятельностные ситуации; но и попытаться проанализировать, а как надо было бы действовать, как сейчас бы действовали, каких ресурсов не хватало, какие сейчас уже есть?
На следующем этапе мы попытались вместе со студентами разработать свою собственную игру (которая правда уже существует - «Введение в педагогическую профессию: своя тема», приложение 5), названия групп оказались несколько иными, поскольку первокурсники сами составили перечень групп и выбрали из своего же списка наиболее интересующая позиция. Затем на протяжении всех оставшихся семинаров шел тренинг на игру.
Главным плюсом в работе с педагогами является то, что на этапе подготовки задавалась необходимость освоения культурных форм. Когда первокурсники пытались нарисовать схемы, руководитель (А.М. Аронов) и модераторы направляли их в русло культурной формы схем. Также студенты были вовлечены в дискуссию, как культурную форму, которую организовывали все те же модераторы и А.М. Аронов. Таким образом, уже на этапе подготовки педагоги сталкивались с культурными формами и пытались их освоить.
Общий недостаток как в работе с психологами, так и в работе с педагогами, состоит в том, что необходимо было работать со словами и их смыслами (освоение, пространство, среда и т.д.), а работы как таковой не проводилось.
§3. Рекомендации по проведению подготовительного периода и ОДИ “Освоение образовательного пространства”
Замечания и рекомендации по проведению игры
1. эта рекомендация будет составлена со ссылкой на пятифакторную модель конфликта Хасана Б.И (“Введение в психологию конфликта, 1996г”), которая утверждает, что первый слой на пути к содержанию есть статус в иерархизированной системе отношений. На игре была введена рейтинговая система, которая вызвала не только конфликты со стороны некоторых участников, но и некоторый стимул к дальнейшей работе (приложение 9.2).
2. формирование группы “Иные”, то есть преподаватели определили свою позицию не только как играющие, но и в качестве экспертов. Это помогло студентам понять, кем на игре являются преподаватели, что помогло продвижению разработки содержания игры. “В своей работе в группе мы, безусловно, попытались использовать ресурс “Иных”, если тебе что – то предлагают, почему бы это ни взять?”. С другой стороны, можно поставить следующую гипотезу: введение играющей группы преподавателей поднимет престиж психолого-педагогического образования среди студентов (приложение 9.4).
3. замечание по регламенту игры. На прошлой игре регламент был составлен так, что в один день проходило две установки и работа в группах по двум темам. Такой темп работы тяжелый и не продуктивный, так как к концу дня чувствуется усталость среди игроков и нежелание работать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.