Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 10

Замечания и рекомендации по проведению подготовительного периода

Презентацию на подготовительном этапе можно проводить в форме мифа об ОДИ (глава 1, §1).

При разработке подготовительного этапа следует проводить работу по нескольким содержательным линиям: коммуникативные техники, проектное отношение, техники схематизации. (Ведущей линией является освоение культурных форм.)

Формы организации подготовительного периода:

1. форма для введения теоретического понятия

1.1 студентам предлагается рассказать о себе: об увлечениях, хобби, может кто – то работал или работает на данный момент. Такое обсуждение возможно, поскольку опыт моей работы с младшими курсами говорит о том, что студенты любят и им интересно говорить о себе;

1.2 на следующем этапе преподаватель (или модератор в группе) должен рассказать свою ситуацию из жизни; при чем она должна быть придумана заранее, и быть ситуацией освоения;

1.3 теперь стоит задать вопрос: “а у вас такие же ситуации были?”, и начать разбирать вместе с ними, какие ситуации, которые были перечислены ранее такие же, а какие – нет;

1.4 и только на этом этапе возможно введение научного термина “освоение”.

Такие действия и в такой последовательности необходимы при введении теоретических ключевых понятий в силу отсутствия у студентов первого курса теоретического мышления. Собственно выше изложена вкратце методика введения понятий в РО, разработанная для начальной школы для младших школьников, у которых отсутствует теоретическое мышление.

2. процедура задания проектного отношения через три действия:

2.1 анализ литературных произведений. Задается форма представления результатов анализа: выделить замысел, описать реализацию проекта и возникающие согласования и рассогласования (коррективы), что получились, а что – нет (результаты);

2.2 на следующем шаге можно вернуться к этапу 1 и попробовать проектно отнестись к своим собственным деятельностным ситуациям. А как бы можно было поступить сейчас? Можно ли составить свой собственный проект к своим же деятельностным ситуациям?

2.3 необходимо до ОДИ задать требования к содержанию итогового отчета по игре.

3. попытаться спроектировать свою собственную игру: кем я мог бы работать по специальности (педагог, тьютор, министр образования и т.д.) – придумать самим. Занять интересующую позицию. Работа модератора здесь состоит в том, чтобы на следующем шаге первокурсники, например с позицией министра образования, захотели узнать образ будущей профессии, а затем и содержание деятельности. На следующем шаге должен возникнуть вопрос о целях современного высшего образования и как первокурснику учиться в СФУ? Когда игра будет спроектирована с первокурсниками можно провести своеобразный тренинг “Введение в педагогическую профессию: своя тема” на игру. То есть на семинарских занятиях раскрыть придуманные ими темы в группах с модераторами, подготовить доклады к каждой теме и защитить их на общем заседании.

Самой главной линией, которую нужно проводить на подготовительном этапе, является необходимость задания культурных форм: научные термины (освоение, коммуникация, образование и др.), использование схем. А также сами модераторы должны быть носителями культурных форм (вовлекать студентов в свои проекты и разработки, что можно осуществлять и на игре на клубах). По опыту ведения клубов на игре могу сказать, что пока первокурсников вовлекать в проекты можно в качестве некоторого материала, но все же, сталкиваясь с серьезной работой старшекурсников, они знакомятся и с культурными формами. Например, на клубе “дискуссия” студенты не только выступали материалом для курсовой работы, но и сами были заинтересованы в участии, некоторые первокурсники проявили интерес к данной теме, у некоторых возникли вопросы о том, что такое исследовательская работа, проекты.

Гипотеза 1. Действия 1, 2 и 3 помогут задать проектное отношение, поскольку у первокурсников проектной деятельности нет; а также приобрести опыт схематизации.