Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 7

P.S: Пожелания проводить подобные игры чаще высказали 80% студентов.

Исследование образовательного эффекта ОДИ

Исследования образовательного эффекта ОДИ я проводила на практикуме через два месяца после игры.

Непосредственно на игре студенты выделили такие важные способности как умение мыслить, рефлектировать, анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, самообразовываться и т.д.

При этом они явно видели необходимость для себя исследовательской деятельности, понимая, что сейчас какая – либо деятельность у них вообще отсутствует, настаивали на необходимости творческих и исследовательских заданий.

Я решила, что неплохо было бы в рамках моего практикума попробовать разработать им эти задания, это и было целью моей работы.

Через два месяца после игры я провела встречу с первым курсом, на которой обсуждалась возможность их исследовательской и творческой деятельности параллельно обучению на факультете. Результаты оказались неутешительными. В первую очередь они настаивали на том, что пока они осуществлять ее не могут, так как нет свободного времени, на предложение участвовать в исследовательских разработках преподавателей они отреагировали следующим образом: если нас эта тема заинтересует, то можно попробовать. Таким образом, их в первую очередь волнует интерес, а не сама возможность заниматься какой – либо деятельностью. Другое дело, что может быть, я не смогла увидеть их содержательных мотивов. В этом и состоит вся сложность проведения подобных встреч.

Главная причина состоит в том, что вслед за игрой не идет эксперимент. Студенты возвращаются к прежней университетской жизни, ощущения и впечатления от игры быстро проходят. На игре они готовы были “свернуть горы”, сейчас же вновь “плывут по течению”. Главной задачей для первого курса является сдача сессии, и, конечно же, они не будут просто так участвовать в творческой или исследовательской деятельности.

Одной из проблем является то, как может быть устроен (организован) учебный процесс вслед за игрой? Немаловажная проблема - преподаватели, которые непосредственно ведут курсы после игры, не принимают в ней участия.

п.3. Сравнительный анализ игр

Сравнивая результаты игр за 1986 и 2006гг можно сказать следующее.

Основной трудностью проведения учебных ОДИ является то, что у студентов нет заигровой позиции. При проведении ОДИ в 1986г студенты имели заигровую позицию – они разрабатывали свою реальную будущую учебную деятельность, и соответственно игровая позиция для них была задана.

При проведении ОДИ в 2005 – 2006гг студентам была задана игровая позиция, заигровой же у них не было. Отсюда тот образовательный эффект, о котором говорилось выше.

Глава 2. ОДИ “Освоение образовательного пространства” 2007г.

§1. Описание ОДИ. Замысел

Ключевым моментом в планировании игр со студентами выделяется определение условий, способствующих переходу от ведомого состояния к ответственному, поиск ответов о достаточности ресурсов для получения высшего образования, о степени самостоятельности. Принципиальным является отличие студента от школьника, и то, как это отличие понимает первокурсник.

В качестве перспективы освоения ресурсов для первокурсника при планировании игры организаторы выделяли университет, и задачу первого курса – освоение ресурсов факультета, как одного из ресурсных мест. В связи с этим разработчики ставили гипотезы на игру.

Гипотеза 1 состоит в следующем: на игре студенты столкнутся с необходимостью прояснить значение термина “освоение”. При проектировании игры планировалось задать следующее значение понятия освоения. Освоение - изучение, открытие имеющихся ресурсов на факультете и понимание, какие из них необходимы студенту, и на какие он может претендовать.

Сами организаторы при проектировании игры понимали освоение, как делание чего – то своим: т.е., что было чужим, незнакомым, становится своим и понятным. Освоить – значит понять что это, как работает, как этим пользоваться, когда и как преобразовать, если необходимо.