Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 8

Такое понимание “освоения” предполагает, что команда осваивающих должна понимать, с помощью чего происходит освоение. Гипотеза 2: у первокурсников в опыте найдутся ситуации освоения, и из их прошлой жизни удастся взять определенные схемы и способы.

В первый день на игре в каждой группе осуществлялась экспедиция в образовательное пространство. Цели: увидеть, что освоено, а что – нет; какие ресурсы в наличии, а какие еще нужно приобретать; увидеть, что надо осваивать; зачем.  Откуда в голове взялось представление о данной территории и о территории вообще? За счет чего происходит освоение? И чем оно отличается от занятия, захвата или, скажем, заселения?

Опыт участников должен стать ресурсом для работы, оформиться и столкнуться с другим опытом или представлениями. А мы в свою очередь можем увидеть, кто осваивает и как что он осваивает это пространство: как место для жизни, как транзит, как источник и т.д.

Тематика освоения очень точно схватывает проблему перехода. Игра сама образует два перехода, которые должен освоить первокурсник, чтобы суметь сыграть: 1 – й переход – из доигровой ситуации в игровую (переход из одного пространства в другое), 2 – й переход – от стабильного обучения к интенсивам.

В 2007г. игра проводилась в два этапа: “нагружение” и “погружение”. Период “нагружение” (подготовительный) проводился месяц на семинарских занятиях курса “Введение в профессию”. Этот период должен максимальным образом подготовить первокурсников к предстоящей игре.

Период “погружение” есть сама игра с выездом. Тема игры “Освоение образовательного пространства”. В первый день мы натурализуем представление об образовательном пространстве, изучаем его как конкретное место, территорию, фиксируя объекты и отмечая, что в них образовательного. Способ освоения пространства может определяться по–разному. Его может задавать устройство пространства, либо возможности и ресурсы осваивающего, либо может определяться целями.

Хотелось бы отметить несколько моментов, связанных с самой игрой. В этом году одновременно по ходу игры шло исследование, где было запущено несколько исследовательских инструментов. Например, были включены рейтинговые оценки членов групп, они публиковались на игре (приложение 8).

После начала игры сформировалась новая группа под названием “Иные”, куда входил профессорско-преподавательский состав, находившийся на игре. Они сразу обозначили свою позицию, тем самым, определив свой статус на игре, как группа экспертов, к которым можно обращаться за помощью.

Отмечу, что гипотеза 1 подтвердилась, гипотеза 2 нашла свое подтверждение частично, не у всех в опыте есть ситуации освоения. В моей группе нашлось только два человека из десяти, у которых этот опыт имеется.

§2. Анализ проведения подготовительного периода у педагогов и психологов

Первым этапом работы является проведение презентационных мероприятий и установочных докладов. Целью презентации является знакомство с возможностями ОДИ, ее местом в образовательном процессе. На установочном докладе озвучивается тема игры, ее цели и задачи.

Это общая часть подготовительного периода. Вся последующая работа, проведенная у психологов и педагогов, отличается друг от друга.

Подготовительные семинары у психологов

Подготовка проходила в два этапа. Вначале проводилась методика “Кто я?”. Участникам предлагается написать о себе как можно больше того, кем они являются (max 30), а впоследствии разбить по пространствам.

Затем было предложено написать качества “Я”  – реальный студент и “Я” – идеальный студент. В  чем разница? Чего хватает, а чего – нет. Как достичь? Можно? Хотите? На деле получилось, что вместо идеального студента они описали лишь социальные качества, т.е. какой студент нужен, по их мнению, обществу. Работа происходила по группам, которые впоследствии защищали свои работы возле доски, затем выделили общие качества.