Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 3

Возникает второй разрыв между имеющимся корпусом теоретических представлений ОДИ и изменившимися условиями социокультурной ситуации. Два разрыва обозначают проблему работы.

Появляется цель: вписать игру в рамки курса “Введение в профессию” так, чтобы с одной стороны решить задачи данной дисциплины (профессиональное самоопределение, учебно-профессиональная мотивация и т.д.), а с другой – использовать игру с целью решения задач этого курса и усилить мотивацию к получению психолого-педагогического образования, чтобы появилось образовательное самоопределение.

Гипотеза: преодолеть ограничения жестких стандартов можно за счет модульной организации курса “Введение в профессиональную деятельность” (3 модуля: подготовительный, игровой, заключительный); усилить мотивацию студентов к получению высшего образования, повысить престиж психолого-педагогического образования можно за счет специально организованного содержания первого модуля и во время проведения второго модуля введения играющей группы преподавателей.

Для проверки и обоснования гипотез исследования решались следующие задачи:

1.  Проанализировать ситуацию в современном образовании (ухудшение качества образования) и выявить последствия; 

2.  Выделить проблемы проведения УОДИ;

3.  Проанализировать образовательный эффект игр 1986, 2006гг;

4.  Проанализировать подготовительные этапы 2007г у психологов и педагогов;

5.  Разработать рекомендации по проведению первого и второго модулей.

Методы исследования:

Ø теоретический анализ (литературы) публикаций

Ø непосредственное наблюдение (в роли игротехника)

Ø анализ рефлексивных отчетов студентов

Ø табличная интерпретация полученных результатов

В условиях, когда нет мастерских и экспериментальных программ, найдена возможность частичного разрешения трудностей (падение престижа психолого-педагогического образования, снижение учебно-профессиональной мотивации и введение жестких стандартов). Существует курс “Введение в профессиональную деятельность”, в рамки которого может быть помещена УОДИ. В течении последних трех лет находятся возможности вписать игру в рамки дисциплины.

Новизна выполненного исследования заключается в том, что в нем впервые проблема профессионального самоопределения и мотивации студентов к получению психолого-педагогического образования решается на основе проведения УОДИ в рамках дисциплины учебного плана в форме подготовительного, игрового и заключительного модуля в соответствии с ГОС – 2005.

Практическая значимость заключается в том, что делается шаг в разрешении проблемы внедрения элементов компетентностного подхода в рамках ГОС второго поколения, в том числе разработана рекомендация для проведения игры на первом курсе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем произведено исследование эффектов ОДИ. Данная работа может быть использована как материал для проведения заключительного модуля в рамках курса “Введение в профессию”.

Работа состоит из трех глав. В первой главе приводятся причины, указывающие на необходимость, актуальность и выделены проблемы введения ОДИ в образовательный процесс. В первом параграфе дана небольшая историческая справка о возникновении профессиональных игр. Во втором параграфе описывается положение студента в современном образовании. В третьем -  значимость и актуальность УОДИ. В четвертом параграфе дано общее описание игр, в пятом -  описываются проблемы проведения образовательных ОДИ.

 Во второй главе приводится сравнительный анализ игр 1986, 2006гг. В первом параграфе описывается образовательный эффект игры 1986г, во втором – анализ ОДИ 2006 года “Введение в пед. деятельность”. В третьем параграфе предлагается сравнительный анализ этих игр и выводы.

Третья глава посвящена игре 2007 года “Освоение образовательного пространства”. В первом параграфе дается описание ОДИ и замысел. Во втором проводится анализ подготовительного периода у психологов и педагогов, в третьем разрабатывается рекомендации по усовершенствованию игры.