Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 4

Глава 1. Актуальность и необходимость введения организационно – деятельностных игр в учебный процесс

§1. Миф об ОДИ

Уже почти тридцать лет в Советском Союзе, а теперь в России и странах СНГ, множество людей организуют проведение весьма специфических мероприятий - организационно - деятельностных игр (ОДИ). Это - игры взрослых людей, ученых, специалистов и управленцев, иногда напоминающие научную конференцию, иногда - мозговой штурм по решению сложной проблемы.

Работы по их созданию проводились коллективом специалистов под руководством Г. П. Щедровицкого на базе Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Первая игра состоялась в августе 1979 г. Несмотря на свою молодость, ОД-игры успели хорошо зарекомендовать себя во многих сферах деятельности: при определении перспектив развития высшего образования, разработке долгосрочных программ развития городов, научно-исследовательских институтов, крупных производственных объединений и так далее. Всего за семь лет, к 1986 году было проведено 50 больших ОД-игр и более ста малых.[27]

В основе каждой игры обязательно должна быть проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере человеческой практики. Проблемная - значит неразрешимая в рамках известных возможностей: имеющихся актуально (здесь и теперь) или потенциально (в другом месте, в опыте прошлого, в лучших достижениях настоящего). Если ситуация может быть разрешена в рамках известных возможностей, известных подходов, то ОД-игра не нужна. Поэтому при ее подготовке и анализе заказа на нее исходная ситуация обязательно исследуется организаторами и проверяется на проблемность.

Характерное требование в ОД-игре состоит в том, что на всех фазах работы участники должны зафиксировать проблемное содержание ситуации в теоретической форме. Этому моменту придается большое значение. Он необходим для того, чтобы перейти к собственно научному, мыслительному анализу. ОД-игры - это игры на мышление, игры, в которых проблемы ставятся и решаются на теоретическом уровне. [27,31]

§2. Проблема проведения студенческих ОДИ

Цель организационно - деятельностных игр – создать для учащихся образовательное пространство, понимая под образованием выход за пределы своих представлений и своих умений. Эти игры создают богатые разнообразные возможности для развития. Они построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей игры является процесс самоопределения.

Самоопределение, в общем смысле, подразумевает точные, недвусмысленные ответы на вопросы: “Чего я на самом деле хочу?”, “Что я реально могу в силу полученной подготовки и своих способностей?”, “Что я буду делать как участник игры по заданной теме?”.

С другой стороны, важный принцип любой игры – создание организаторами и фиксация игроками различных “разрывов”, интеллектуальных и личностных. Иными словами, происходит осознание учащимися дефицита собственных мыслительных средств и средств самоорганизации относительно тех новых горизонтов своего развития, которые построены на игре.

Каждая игра требует от ее участников определенной выдержки и смелости, поскольку любое значительное изменение становится возможным лишь при условии предварительной проблематизации имеющихся мыслительных представлений и деятельностных средств. Платой за развитие является отказ от накопленного багажа и потеря на некоторое время образа «успешного ученика». Именно поэтому эти игры – “не для всех”, а решение о вхождении в игру остается всегда за самим учащимся.

Организационно-обучающие игры – “смягченный” вариант организационно - деятельностных, обычно не предполагают проблематизацию. Их целью является освоение предметного содержания или определенных мыслительных средств, чаще – рефлексивных.

Организация пространства этих игр полностью подчинена целям развития. Игра – это место, где развитие может произойти, причем не благодаря случаю, а благодаря совместным усилиям организаторов игры и игроков. [31]