Введение организационно-деятельностных игр в учебный процесс университета, страница 6

§4. Сравнительный анализ игр 1986 – 1988гг и 2006г

п.1. Образовательный эффект ОДИ 1986г

Результаты проведения ОДИ в 1986 – 1988гг

В Красноярском Государственном Университете, на математическом факультете в течение трех лет (1986-1988) осуществлялся педагогический эксперимент со студентами – первокурсниками. Цель эксперимента – организация коллективной учебной самодеятельности студентов. Эксперимент проходил под руководством Аронова А.М. и Васильева В.Г.

В экспериментальном варианте 1986 года учебный год в группе первого курса начался с игры “Запуск”.

Основная цель игры – ввести студентов в учебную деятельность. Задачи: - сформировать определенные ценностные установки к процессу обучения в ВУЗе; - обсудить и обеспечить принятие студентами норм на организацию собственной учебной деятельности. Основная проблема, которую игра призвана была решить состояла в следующем: весь опыт прошлой деятельности, связанный с преподаванием математики на факультете, показывал, что попытки инициировать у студентов самостоятельные учебные действия за счет нововведений только в формы организации учебного процесса и учебного материала давали лишь кратковременный эффект в работе. Нововведения лишь в формах организации учебного процесса никак не продвигали педагога и ученика в овладении содержанием изучаемого материала.

На игре специально обсуждались представления студентов о будущей профессиональной деятельности, о связи изучения специализирующих дисциплин и способов применения этих знаний профессионалом.

Запущенный на игре процесс самоопределения стал основой для формирования дальнейших субъектных способностей у студентов.

Результаты игры были оформлены в проект и программу обучения для группы.

По данным архивов ОДИ за 1986-1988гг.

п.2. Анализ ОДИ “Введение в педагогическую профессию” 2006г

Результаты проведения ОДИ на факультете в 2006г.

Результаты игры я исследовала на практикуме и непосредственно через анализ рефлексивных отчетов студентов.

Результаты анализа рефлексивных отчетов

1. Выделяют ли студенты 1 курса ОДИ как некоторое событие в их “учебной” жизни?

- Да

67 %

- Нет

33%

2. Каковы были предположения первокурсников относительно проведения игры?

- Представления об игре не было

45%

- Для чего проводилась игра, поняли только в конце

19%

- Ассоциировалась с детством

18%

- Группы дискутируют между собой и находят “правильный ответ на поставленный вопрос”

9%

- Будет проводиться в форме “обычной учебы”

9%

3. Имелись ли представления о профессии согласно выбранной группе?

- Да

64%

- Нет

36%

4. Что повлияло на выбор группы?

- Имели представление о профессии

33%

- Перспектива получить новые знания

25%

- Заинтересовала профессия

25%

- Определились с выбором случайно

8,5%

- Данная профессия более многогранна

8,5%

5. Выделяют ли студенты способ работы в группе?

- Да

- Разбирали понятие “по словам”

45%

- “Собрали все мнения и сделали отчет”

18%

- Выделяли общее

10%

- Нет

27%

6. Каково качество их оценки своего выступления?

- Можно было бы сделать содержательно лучше (приложение 6.1)

75%

- Оценка эмоциональная

25%

7. Качество раскрытия содержания профессиональной деятельности.

- Через личностные качества (приложение 6.2)

35%

- Через этапы деятельности (приложение 6.1)

30%

- Через функции

14%

- На примере (приложение 6.3)

7%

- Через цели

7%

- Через внешние качества

7%

8. Происходит ли во второй день доработка доклада или же сразу переходят  к следующей теме?

- Вторая тема строится полностью на предыдущей и в первую очередь исправляют недостатки первого доклада

50%

- Анализируют услышанные на общем заседании мнения

36%

- Дополняют и поправляют первый доклад, затем переходят к след. теме

14%

9. Происходят ли какие – либо “открытия” для студентов на игре?

- Нет

55%

- Да (приложение 6.4)

45%

10. Выделяют ли студенты плоскость реального (т.е.  чему учит университет)?

- Да (приложение 6.5)

66%

- Нет

34%

11. Возникают ли у студентов требования к организации обучения со стороны профессионального образования?

- Да (приложение 6.5)

80%

- Нет

20%

12. Реализовали ли первокурсники то улучшение качества выступления, которое предлагалось в предшествующие дни?

- Да

83%

- Нет

17%

13. Какова была степень вовлеченности в игру?

- Сильная  (приложение 6.6)

50%

- Средняя

41%

- Слабая

9%

14. Каково качество оценки игры?

Игра дает возможность:

·  Получить представление о профессии

74%

·  Определения возможных мест работы

55%

·  Научиться мыслить

41%

·  Научиться рассуждать

33%

·  Научиться задавать вопросы

25%

·  Получения навыков работы в группе

25%

·  Получения навыков дискуссий

25%

·  Научиться анализировать

25%

·  Научиться отстаивать свою точку зрения

16%

·  Изменить мнение о профессии

18%

·  Выступления перед аудиторией

8%

·  Понимания целей образования

8%

Игра не изменила представления о профессии

8%