Из табл. 4.1. видно, что если в начале реформ чрезмерно высоким был удельный вес федеральной собственности, то в 200…г. ситуация изменилась на противоположную. Оказались приватизированными даже базовые отрасли - топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, машиностроение, химико-лесной комплекс, промышленность строительных материалов, - доля которых в основных фондах промышленности составляет 87%, в численности занятых - 78%, в валовой продукции - 78% (в народном хозяйстве, соответственно, 27,5 22 и 58%) (33, с.81)
Становится все более очевидной необходимость перехода от приватизации к национализации не только отдельных производств, но и целых отраслей.1
Таблица 4.1.
Соотношение форм собственности в промышленности России (20, с.23)
Процентов
Форма собственности |
Число предприятий |
Объем производства |
Численность ППП |
|||
1992 |
200… |
1992 |
200… |
1992 |
200… |
|
Федеральная |
76,1 |
81,8 |
79,2 |
|||
Муниципальная |
2,9 |
0,6 |
1,3 |
|||
Частная |
11,3 |
13,4 |
14 |
|||
В т.ч. собственность коллективных предприятий |
2,0 |
1,2 |
1,2 |
|||
Акционерных обществ |
8,6 |
11,8 |
12,3 |
|||
Хозяйственных обществ и товариществ |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
|||
Общественных объединений и организаций |
1,4 |
0,2 |
0,8 |
|||
Из государственной и муниципальной собственности арендных предприятий |
13,1 |
9,0 |
9,7 |
Проблема обостряется еще и высоким уровнем монополизации российской экономики,1 сохраняющимся несоответствием организации и управления приватизированных отраслей и предприятий их новому статусу. Так, практика работы большинства акционированных предприятий свидетельствует о том, что на них не проведены необходимые организационно-экономические преобразования, снижается выпуск продукции, не инвестируются средства в материальную базу, модернизацию, реконструкцию производства (15, с.46). Важно отметить, что государство не оказывает им необходимой поддержки, не стимулирует эффективное использование собственности (порочен принцип передачи в собственность объектов на бесплатной основе или не по рыночным ценам). Развитие малого бизнеса сдерживается недостатком квалифицированных кадров, прежде всего в области, менеджмента, маркетинга, отсутствием информации, требуемой для принятия квалифицированных решений.2
Разгосударствление российской экономики не исключает необходимости сохранения государственной собственности, являющейся ключевой экономической опорой государства, позволяющей ему выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических отношений с другими странами, поддерживать национальную безопасность, поддерживать благоприятные макроэкономические условия для работы всех субъектов хозяйствования.
Известно, что практически во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой влияние государственного сектора весьма значительно. Невозможно представить себе успешно развивающимися энергетику, транспорт и связь, финансовый сектор без государственных предприятий (в странах ЕЭС их доля составляет, соответственно, 70,60 и 30%) (20, с. 38)
В США доля государственных средств в авиации и ракетостроении составляет более 90%, в электротехнике – 2/3.
В близкой по структуре экономики к России, Италии удельный вес государственного сектора составляет 39-42 % (17, с.3)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.