Механизм антикризисного управления, страница 9

Из табл. 4.1. видно, что если в начале реформ чрезмерно высоким был удельный вес федеральной собственности, то в 200…г. ситуация изменилась на противоположную. Оказались приватизированными даже базовые отрасли - топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, машиностроение, химико-лесной комплекс, промышленность строительных материалов, - доля которых в основных фондах промышленности составляет 87%, в численности занятых - 78%, в валовой продукции - 78% (в народном хозяйстве, соответственно, 27,5 22 и 58%) (33, с.81)

Становится все более очевидной необходимость перехода от приватизации к национализации не только отдельных производств, но и целых отраслей.1

Таблица 4.1.

Соотношение форм собственности в промышленности России (20, с.23)

                                                                                   Процентов

Форма собственности

Число предприятий

Объем производства

Численность ППП

1992

200…

1992

200…

1992

200…

Федеральная

76,1

81,8

79,2

Муниципальная

2,9

0,6

1,3

Частная

11,3

13,4

14

В т.ч. собственность коллективных предприятий

2,0

1,2

1,2

Акционерных обществ

8,6

11,8

12,3

Хозяйственных обществ и товариществ

0,6

0,4

0,4

Общественных объединений и организаций

1,4

0,2

0,8

Из государственной и муниципальной собственности арендных предприятий

13,1

9,0

9,7

Проблема обостряется еще и высоким уровнем монополизации российской экономики,1 сохраняющимся несоответствием организации и управления приватизированных отраслей и предприятий их новому статусу. Так, практика работы большинства акционированных предприятий свидетельствует о том, что на них не проведены необходимые организационно-экономические преобразования, снижается выпуск продукции, не инвестируются средства в материальную базу, модернизацию, реконструкцию производства (15, с.46). Важно отметить, что государство не оказывает им необходимой поддержки, не стимулирует эффективное использование собственности (порочен принцип передачи в собственность объектов на бесплатной основе или не по рыночным ценам). Развитие малого бизнеса сдерживается недостатком квалифицированных кадров, прежде всего в области, менеджмента, маркетинга, отсутствием информации, требуемой для принятия квалифицированных решений.2

Разгосударствление российской экономики не исключает необходимости сохранения государственной собственности, являющейся ключевой экономической опорой государства, позволяющей ему выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических отношений с другими странами, поддерживать национальную безопасность, поддерживать благоприятные макроэкономические условия для работы всех субъектов хозяйствования.

Известно, что практически во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой влияние государственного сектора весьма значительно. Невозможно представить себе успешно развивающимися энергетику, транспорт и связь, финансовый сектор без государственных предприятий (в странах ЕЭС их доля составляет, соответственно, 70,60  и 30%) (20, с. 38)

В США доля государственных средств в авиации и ракетостроении составляет более 90%, в электротехнике – 2/3.

 В близкой по структуре экономики к России, Италии удельный вес государственного сектора составляет 39-42 % (17, с.3)