Регулирующие функции рынка не могут не носить ограниченный характер: только на его основе не может быть обеспечено развитие фундаментальной науки, культуры, здравоохранения, образования, военно-промышленного комплекса, воспроизводство и защита окружающей среды и т.д.
Развитые страны давно осознали ограниченные возможности рынка, который как самодовлеющий, автоматически действующий саморегулирующийся механизм перестал рассматриваться в теории и практике управления еще в конце XIX века.
В отечественной науке все более популярной становится точка зрения, что план и рынок не противостоят друг другу, а образуют целостную систему управления, являются взаимодополняющими элементами общественного хозяйства(5, с. 7; 18, с.54 и др.). При этом в наиболее развитых странах отчетливо прослеживается возрастание регулирующей роли плана, все более "ограничивающего" влияния рыночных процессов на развитие. В. Корняков пишет о вытеснении рыночного регулятора экономических процессов в результате развития крупных поистине общенациональных по масштабу корпораций или государственно корпоративной экономики (13, с.74)1.
Рыночное регулирование предполагает существование конкурирующих объектов, объективное формирование соотношений цена - количество товара, независимость хозяйствующих субъектов в принятии решений. В условиях государственно-корпоративной экономики такого регулирования нет: внутри концернов нет рыночных цен, ценообразование практически индивидуально. Цены образуются по схеме "издержки плюс", т.е. так же, как они определялись в СССР.
Централизованно организуется воспроизводство не только потребительских товаров, но и труда и капитала. Так, в США законодательно закреплена общегосударственная политика по обеспечению полной занятости.
В новой макроэкономической системе вместо двухзвенного рыночного отношения "спрос-производство" формируется механизм, включающий четыре звена. Первое - производство новых технологий (а не спрос), которые предопределяют спрос, формируют потребности покупателей. Второе звено - деятельность микробизнеса по поведению покупателя к "самостоятельному" решению о приобретении товара; третье - подготовленное волеизъявление "независимого" покупателя приобрести продукт; четвертое - собственно производство, поставка товара.
Эта система взаимодействия производства и потребления регулируется не традиционными рыночными силами, а целостной системой государственно-корпоративной организации национальной экономики.
Несмотря на антимонопольные меры, грандиозные слияния гигантов нарастают. Повсеместно распространена практика тайных соглашений между концернами, производящими родственную продукцию, обеспечивающих чистую ценовую монополию.
Рыночная конкуренция между концернами по существу отсутствует. Наличествующая конкуренция "носит мягкий; почти плановый, системный характер".
Процесс внутренней интеграции национальных экономик связан с беспрецедентной концентрацией производства концернами. В передовых странах порядка 80% промышленного производства обеспечивается ограниченными группами концернов (США - 500).
Современный концерн привносит в гигантские массивы производства высочайшую организацию, не имеющую даже отдаленного отношения к рыночной "самостоятельности". Это вертикально интегрированные структуры, охватывающие длинные плановые цепочки заводов высоких технологий.
Внутри вертикальной структуры ТНК конкуренция отсутствует, и взаимодействие носит информационный характер. Построение ТНК соответствует системной модели, где оптимизация проводится по большому числу параметров, и в ней просто не остается места для конкуренции.
В США каждый индустриальный концерн прямо интегрирует около 0,16% промышленного производства страны; на каждую из 200 корпораций приходится в среднем 0,2 % ВВП. Каждый из неформальных производственных секторов интегрирует в среднем 0,6 - 0,8% промышленной продукции США. Такие структуры, как и сами образующие их концерны, следует относить к макроэкономике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.