Продукция, выпускаемая каждым концерном, технологически является завершающей стадией множества потоков продукции, в том числе макроэкономических масштабов. Так, три концерна автомобильной промышленности США в 80-е годы потребляли 57% выпускаемой в стране резины, 53 - - ковкого чугуна, 29 - листового стекла, 22 - стали и станков, 15 - алюминия, 12 - меди, 3 - изделий электронной промышленности. Автомобилями потреблялось 45% нефти. Концерны прорастают друг в друга и представляют собой единое страновое макроэкономическое целое и в производственно-техническом, и в экономическом аспектах.
В условиях малочисленности сверхкорпораций объективно существующие количественные зависимости между ними не могут оставаться невидимыми - они изучаются и кладутся в основу государственного регулирования экономики.1
Каждая сверхкорпорация обретает все большую заинтересованность в функционировании других, национальной экономики в целом. В будущем будет завершен процесс становления интегрированной макроэкономической собственности на базе государственно-корпоративной экономики; государству - исполнителю сформировавшейся общей воли сверхкорпораций - будут вменены требующиеся для ее реализации функции (подробнее об этом см. 13, с. 75-79 и др.)
Рассмотрим основные функции планирования в условиях рынка. Будем исходить из того, что с помощью планирования должна быть реализована диалектическая взаимосвязь цели-средства - результаты. Поэтому процесс планирования включает обоснование целей развития (3,28 и др.)
Ограниченность ресурсов требует их эффективного использования, чем предопределяется необходимость установления приоритетов в развитии, использовании ресурсов. Так, А. Мовсенян выделяет среди отраслей четыре приоритетных группы:
- имеющие решающее значение для национальной и экономической безопасности станы (ВПК, энергетика, транспорт, связь и др.);
- жизнеобеспечивающие отрасли (коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс и др.);
- отрасли располагающие достаточным потенциалом для создания и расширения ниши на мировом рынке (космическая, авиационная и др.);
- отрасли, обладающие высоким потенциалом в импортозамещении ( легкая, пищевая промышленность и др.) (21, с.21).
На уровне государства при планировании устанавливаются важнейшие межотраслевые и отраслевые потоки продукции на основе укрупненных показателей,1 объемы централизованных инвестиций. По наиболее важным направлениям государство разрабатывает и реализует целевые программы. Возможно формирование федерально-региональных программ по крупнейшим приоритетным научно-техническим направлениям с передачей части полномочий и средств дирекции программы ( 24, с.68)
Структура общественного производства, направления централизованных инвестиций, обоснованные приоритеты в развитии образуют основу для формирования экономической среды, выработки экономической политики государства - социальной, научно-технической, бюджетно-денежной, налоговой, финансово-кредитной, ценовой, инвестиционной.
На среднем (отраслевом, территориальном) уровне управления планирование направлено на достижение целей отрасли, территории, разрабатываются и реализуются собственные приоритеты, структура, пропорции воспроизводства с учетом необходимости реализации стратегических установок народнохозяйственного плана, критериев и ограничений проводимой государством экономической политики.
Система планов на предприятии основывается на стратегии их развития, все планы разрабатываются самостоятельно с учетом процессов, протекающих в обществе, отрасли, регионе.
Хотя административное вмешательство вышестоящих организаций в процесс планирования на предприятии недопустимо, он находится под определяющим влиянием создаваемой ими инфраструктуры рынка, меняющейся рыночной конъюнктуры, направлен на эффективное использование применяемых ресурсов. Разработке плана предшествует глубокий анализ, прогнозирование рыночной конъюнктуры, изучение спроса на товары и услуги, оказываемые предприятием, поведения конкурентов. Ключевым в системе планов предприятия является план сбыта, а конкуренция стимулирует непрерывное повышение уровня производства, обновление, повышение качества продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.