установленных налогов, долгов предприятия (кредиты и проценты по ним, штрафы и пени и т.д.), вычитания ее части на нужды накопления, создания резервов и др.
Учитывая, что бизнес, как правило, ориентирован на длительное существование, естественно его стремление к максимизации не текущей прибыли, а в длительной перспективе. Вместе с тем, стремление увеличить прибыль в будущем чаще всего сопряжено с необходимостью инвестирования средств в настоящем, то есть с вынужденным ограничением текущего потребления. Поэтому бизнес стремится к оптимизации соотношения между накапливаемой и потребляемой частью прибыли на любой временном промежутке.
Изложенное свидетельствует о внутренней противоречивости системы целей на разных уровнях управления. Стремление субъектов хозяйствования к достижению своих целей не обеспечивает достижение цели общества. Отсюда, необходимость их согласования, что является важнейшим предназначением системы управления.
Механизм управления народным хозяйством включает планирование, методы и организационные структуры управления, мотивирование.
При всей противоречивости подходов в вопросах о роли, месте, функциях планирования в мировой науке и практике усилилась тенденция расширения его использования, поиска новых концепций планологии (9, с.12). В России в последние годы идея централизованного планирования подвергалась некоторыми исследователями критике, стало достаточно популярным положение о координирующей, регулирующей роли рынка, а не плана на макроуровне (см., например, (6, с.104 и др.)). Даже на уровне фирмы успехи в ее деятельности М. Алексеева связывает не с "формальным планированием", а с предпринимательским талантом, энергичным и решительным руководством (1, с.7). Уместно вспомнить о пионерной роли советской теории планирования, достижения которой, мировая практика широко использует в управлении.
Важно подчеркнуть, что необходимость планирования объективно обусловлена требованиями экономических законов (закон соразмерности частей и единого воспроизводственного процесса и др.), что находит подтверждение в том, что без плана никто не работает, люди вне зависимости от желания, подсознательно или сознательно прогнозируют последствия своих действий (5, с.11)
Вместе с тем, в условиях рынка функции, роль плана, "технология" его разработки и выполнения претерпевают существенные изменения. Невозможно предусмотреть течение происходящих в обществе процессов во всем их многообразии. Жесткая регламентация деятельности субъектов хозяйствования сдерживала инициативу, предприимчивости людей, их творческий потенциал недоиспользовался. Директивный план требовал неизменных во времени цен, что противоречит требованиям закона стоимости, закона соответствия спроса и предложения. Попытки расширения самостоятельности трудовых коллективов неизбежно вели к разрушению системы планирования и, как следствие этого, к усилению несбалансированности экономики, росту дефицитности товаров, ресурсов, рабочей силы.
Устранение приведенных и других недостатков жесткого, директивного, централизованного планирования возможно только на пути одновременного использования в управлении народным хозяйством двух регуляторов - плана и рыка. Роль, место, функции каждого из них должны быть научно обоснованы с тем, чтобы обеспечить их эффективное взаимодействие.
Попытки, весьма успешные, такого обоснования были предприняты в советской экономической науке; они нашли отражение в разработанной и частично реализованной системе оптимального функционирования экономики (СОФЭ). В этой системе достигалось наилучшее взаимодействие плана и хозяйственного расчета. Однако, как отмечал ее основатель и идеолог В. Новожилов, развитие внедрение системы сдерживалось невозможностью решения двух проблем: агрегирования и дезагрегирования продукции, без которого невозможно планировать десятки миллионов наименований продукции, а при их использовании под давлением интересов субъектов хозяйствования менялась структура производства; необходимость одновременного использования прейскурантных и "оптимальных" цен (подробнее об этом см. (10,28 и др.)). Рынок решает эти проблемы: дезагрегирование продукции осуществляется субъектами хозяйствования с учетом интересов потребителей и сформированной обществом экономической среды; цены - едины, устанавливаемые в соответствии с требованиями экономических законов 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.