Механизм антикризисного управления, страница 11

Среди денежных вознаграждений важнейшее место принадлежит оплате труда, которая включает оплату по тарифным ставкам и разрядам, доплаты за условия труда, за стаж работы, количество детей, отношение к работе; премии за личные достижения в труде, по итогам работы фирмы, различные формы участия в прибыли.

При этом надтарифная часть заработка в основном должна быть увязана с прибыльностью деятельности компании.

Процесс мотивации

 


По мере повышения уровня удовлетворения материальных потребностей работника материальные стимулы все более вытесняются нематериальными, прежде всего повышением  статуса работника. Подтверждением растущего статуса работника является его продвижение по службе, представление ему возможности для полной самореализации. Американские менеджеры считают, что одобрение, похвала нужны работнику больше, чем секс и деньги (19, с.50).

Постоянно возрастает мотивационное воздействие на работника, предоставление ему возможности повысить квалификацию.

Каждый занятый в Японии тратит около 8 часов в неделю на учебу, в том числе 4 часа в рабочее время (7, с.81). Только в 1985 году США затратили на все формы обучения менеджеров 60 млрд. долл., в том числе 13 млрд. на повышение квалификации (4, с.386).

А. Дружининым предложена комплексная система мотивации персонала (7, с.94, 95), которая может быть положена в основу организации процесса мотивирования работников ( см. табл. 4.2.).

Таблица 4.2.

Комплексная система мотивации

№№ п/п

Компоненты

Инструменты

Цели

1

2

3

4

1.

2.

Система ценностных ориентаций персонала

Оценка работников

Устав предприятия, принципы и стиль руководства

Система показателей нормативов, методов оценки

Согласование целей, интересов разных уровней

Позиционные места, роли работника в зависимости от результатов

3. Стимулирование работников

3.1.

3.2.

3.3.

Все формы льгот,  услуг, распространяемых на всех работников

Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника

Система оплаты труда, премирования, ответственности

Безопасность труда, охрана здоровья

Скользящий график, сокращенный рабочий день, свободный график работы, увеличение продолжительности отпуска

Фонд оплаты труда, система окладов, тарифов, премиальные системы

Удовлетворение потребностей безопасности и защищенности

Повышение эффективности труда, создание условий для лучшей самореализации работника, его гармоничного развития

Удовлетворение потребностей работников, увязка оплаты с результатом

4. Партисипативность

4.1.

4.2.

4.3.

Привлечение к принятию решений

Создание автономных рабочих групп

Образование и функционирование кружков качества

Делегирование на низшие уровни ответственности, создание органов для принятия коллегиальных решений

Временные трудовые коллективы, локализация части работников для решения определенной задачи

Объединение работников по профессиональным интересам для совместного решения проблем

Повышение заинтересованности, ответственности за выполнение решений

Упрощение управления, мотивирования, персонификация ответственности

Активизация коллективного творчества, реализация творческого потенциала работников.

5. Идентификация с корпорацией

5.1.

5.2.

Формирование образа, имиджа предприятия в глазах персонала и внешней среды

Система участия работников в распределении результатов

Различные формы информации о прошлом, настоящем и будущем фирмы

Участие в капитале, дивидендная политика

Единая ориентация в восприятии фирмы. Формирование чувства принадлежности работника фирме

Заинтересованность в росте результатов фирмы, кооперативность поведения.

6. Условия труда

6.1.

Мероприятия, направленные на количественные и качественные изменения поля деятельности, рабочего задания, организации рабочего места

Подготовка, повышение квалификации кадров, применяемые средства, предметы труда, морально-психологический климат и т.д.

Удовлетворенность работой, местом