Всемирная торговая организация и Россия
(Продолжение. Начало в № 6, 7 за 2002 г.)
Присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке возможно, если Россия возьмет на себя целый ряд не только торговых, но и других обязательств. Насколько это выгодно России или нет, пока мало кто знает.
Создаются только некоторые предпосылки для использования передовых технологий, ноу-хау, менеджмента и маркетинга.
Есть у ВТО блестящие планы: сделать равной оплату труда во всех странах-членах ВТО, а еще бы лучше установить равную заработную плату с нашими олигархами и депутатами Госдумы.
Идеи по равной оплате труда во всех странах ВТО выдвигают многие страны очень активно, в том числе и развитые страны. Они считают, что в менее развитых государствах работодатели экономят на зарплате, социальных пакетах, товар у них от этого выходит дешевле, а значит, это скрытый, или «социальный» демпинг. Но развивающиеся страны отреагировали очень жестко, потому что они поняли, что это – закрытие для них сразу всех рынков. В итоге вопрос передали в Международную организацию труда, которая будет его долго рассматривать.
Сегодня мы часто говорим, что основным источником поставок на экспорт продукции является газ, нефть, уголь, электрическая энергия. Это практически основные источники экспортных поставок.
Но государство безрассудно позволило приватизировать природно-ресурсную сферу олигархам, которых теперь можно назвать «топливно-энергетическими баронами или генералами». А значит, именно олигархи определяют сегодня пути интеграции России в мировой рынок, и именно к их словам прислушивается Президент РФ и Правительство России, выполняющие их требование войти в ВТО!
Скоро сырьевые олигархи исчерпают себя, потому как нефть и газ рано или поздно закончатся, и придется принимать новые, совершенно иные решения, в том числе и по экспорту топливно-энергетического сырья. Олигархи не думают, что останется после них нашим детям и внукам. Их интересует личное обогащение и их родственников, которых они берут в свои структуры или создают всякого рода дочерние и посреднические организации, существование которых значительно увеличивает стоимость сырьевых энергоресурсов.
Вместе с тем, имеет место падение производства в этих отраслях. На фоне резкого сокращения объема производства ВВП в 90-е годы падение объема производства первичных энергоресурсов (ПЭР) было менее значительным. Объем производства ПЭР сократился на 25% с 1848 млн т (условного топлива) в 1990 году до 1391 млн т в 1999 году, объем внутреннего потребления ПЭР – почти на 30% с 1257 до 886 млн т, а объем потребления электроэнергии – на 23,7%.
При общем снижении объема производства ПЭР наибольшие сокращения произошли в добыче нефти (на 41%) и угля (на 37,1%), а объем переработки нефти в 1999 году составил всего 56,6% от уровня 1990 года. Произошло также значительное снижение объема выработки электроэнергии (на 21,9%). Из всех отраслей ТЭК наиболее устойчивая работа отмечена в газовой промышленности, где снижение объема добычи составило всего 7,8%. В общем объеме производства ПЭР доля природного газа в настоящее время достигла 48,8%, а доля нефти упала до 31,3%, в то время как в 1990 году все было наоборот: доля нефти составляла 49,5%, а доля газа – 39,8%.
При таких обстоятельствах возникает вопрос, что мы будем поставлять после вхождения в ВТО? Я бы ответил на этот вопрос, что вместо топливно-энергетических рессурсов будем поставлять за рубеж топливно-энергетических баронов без награбленного имущества в России.
Добыча природного газа в последнее десятилетие, при значительном снижении производства в других отраслях, сыграла основную роль в сдерживании падения объемов производства в целом по ТЭК. Сокращение потребления энергоресурсов за этот период сопровождалось существенным ухудшением эффективности использования как ПЭР, так и электроэнергии: энергоемкость выросла на 26% и превысила удельную энергоемкость экономики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2–3 раза. Это произошло потому, что наши заводы и фабрики стоят и не используют электрическую энергию, а их производство работает на полную мощность, поэтому это не достижение, а вынужденная действительность. Резко ухудшилось состояние ресурсной базы отрасли (за исключением угледобычи). В кризисном положении находится большая часть нефте- и газопроводов.
При таких обстоятельствах в основной экспортной области энергоресурсов вряд ли стоит одевать себе хомут на шею после вступления России в ВТО с полным риском превратиться в сырьевую базу для развитого капитализма, обогащения олигархов и чиновников.
Все это следствие ошибок правительства при ваучерной и денежной приватизации, а также бездарного управления российской экономикой. Такая оценка государственного воздействия на процесс формирования рыночной экономики привела к высоким потерям экономического потенциала страны. Однако, ответственность за все эти «эксперименты» на нашей стране ни Гайдар, ни Чубайс, ни Кириенко, ни Черномырдин и другие правительственные чиновники до сих пор не понесли. Их нужно судить за провалы и обвалы, дефолты и кризис в экономике. Страна 10 лет не может выйти из глубокого и затяжного экономического кризиса по их вине. Более того, после полного провала и дефолта 17 августа 1998 года, например, бывший в это время премьер Кириенко стал даже представителем Президента РФ в одном из 7 округов, а Черномырдин – послом России на Украине, с присвоением звания казачьего генерала и вручением генеральских погон и шашки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.