Всемирная торговая организация и Россия, страница 2

Известно, что реформирование отраслей ТЭК началось с 1993 году, когда предприятия акционировались и приватизировались, но на них не была создана по вине правительства эффективная система управления.

Однако, падение топливно-энергетических ресурсов не привело к уменьшению их экспорта. Выкачиваем нефть и газ как и прежде и отдаем.

Объем добычи нефти в последнее время достиг 40%, а с учетом экспорта нефтепродуктов – свыше 65%.

Выручка от экспорта нефти в 1999 году (132,9 млн т) составила 17,1 млрд долларов. Если бы этот объем нефти был переработан в России с выходом светлых нефтепродуктов до 90%, то выручка от экспорта таких нефтепродуктов по мировым ценам составила бы уже 26 млрд долл., то есть в 1,6 раза больше, чем от экспорта сырой нефти.

Переработка нефти на отечественных НПЗ с 67,5 до 90% потребует капиталовложений за пять лет в объеме не менее 4–5 млрд долларов.

Россия ежегодно теряет от вывоза сырой нефти вместо экспорта готовых нефтепродуктов от 6 до 8 млрд долларов.

Доход от переработки нефти в продукцию увеличится на 39,8 млрд долларов. Увеличение объемов переработки нефти и производства нефтехимической продукции создаст рабочие места в нефтеперерабатывающей промышленности на 23 тысячи человек, в нефтехимии – на 165 тысяч.

Чем занимаются нефтяные и газовые олигархи? Экспортом энергоресурсов, который ведет к снижению жизненного уровня населения, к укреплению экономики зарубежных стран. Доход от переработки нефти превысит стоимость экспортируемого сырья в 5–7 раз, но мы продолжаем экспортировать сырую нефть и газ, а не продукцию их переработки.

У нас загрузка нефтехимических предприятий упала с 20 до 39%. Иностранные компании, перерабатывающие наше углеводородное сырье, привозят нам, и мы покупаем переработанную продукцию, которая уже в 10 раз дороже.

Вступление во ВТО приведет к еще более значительному увеличению экспорта нефти и газа при резком отставании их переработки.

ВТО требует выравнивания внутренних и мировых цен на товары и услуги, конкурентного рынка, либерализации внешнеэкономической деятельности и другое. Эти требования практически невыполнимы, поэтому вопрос о вступлении России в ВТО нуждается в тщательной экспертизе.

На страховом рынке желание России войти в ВТО может стоить больших денег. Свободных рынков практически не существует. Страны, входящие в ВТО, при режиме беспрепятственного доступа на их рынки, как правило, применяют различные ограничения в соответствии со своими нормативными актами и запрещают использовать их страховые рынки. Например, Германия, Индия, Бразилия, Чили, Индонезия и ряд других стран-членов ВТО при присоединении не приняли на себя обязательств в части страховых услуг. Тем самым они сохранили за собой право вводить любые ограничения по доступу на свои страховые рынки.

Участие в ВТО даст возможность иностранным страховщикам закрепится на нашем и без них очень слабом страховом рынке.

Иностранцы применят демпинговые страховые услуги, в результате чего российский страховой рынок просто рухнет.

В ВТО идет корректировка соглашений 1995 года между развитыми и развивающимися странами. Россия может воспользоваться этой корректировкой, если станет членом ВТО, и решить часть вопросов в свою пользу.

К сожалению, ВТО не имеет Устава, подписав который можно было бы стать членом этой организации. Страна, подавшая заявку о присоединении к ВТО, ведет, как правило, длительные переговоры с ее членами на двусторонней основе. Ведут сейчас переговоры порядка 50–60 стран. Так что Россия не одинока в своем желании войти в ВТО. Между тем, кандидат на вступление обязан принять все имеющиеся на это время в организации до­говоренности, ничего в них не меняя, и привести в соответствие с нормами ВТО свое национальное (центральное) и местное законодательство. Нужно пересматривать законодательство 89 субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Такая работа не под силу России, где после принятия закона, довольно часто, принимаются Указы Президента России, уточняющие законы, затем постановления Правительства РФ, положения, приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, затем законы субъектов РФ, органов местного самоуправления и наконец локальные (местные) акты на предприятиях (уставы, положения, правила, инструкции, коллективные договоры, положения об оплате труда, соглашения по охране труда и целый ряд других локальных актов, в числе которых должностные инструкции и инструкции по охране труда и технике безопасности).