Привести все законодательство России в соответствие с международными нормами и правилами практически можно лет через 10–15, а в ВТО собрались вступать уже в мае месяце 2002 года. Здесь очень большое несоответствие, поскольку мы свое национальное законодательство еще не начинали приводить в соответствие с нормами и правилами торговли ВТО.
Идут переговоры по максимальным размерам импортных пошлин, их конечной величине и сроках ее достижения. Вступившие в последние 3–4 года в ВТО страны договорились о среднем начальном уровне в 8–12% по промышленным товарам и в 10–20% по сельхозпродукции. Этого же влиятельные в ВТО страны требуют и от России.
ВТО может обеспечить формально свободный доступ российских товаров на рынки стран–участниц ВТО, но фактически любая из 150 стран, входящих в ВТО, может поставить России запретительные преграды на основе своего национального законодательства, и тогда придется судиться с такой страной. Нам не хватает еще и таких тяжб. Экспортировать можно нефть, газ, металл, химические удобрения, товары из военного назначения. С них, как и с других товаров, формально должен сниматься дискриминационный барьер, использоваться право на возбуждение антидемпинговых расследований, квотирования, лицензирования экспортного товара.
Против нас действует 120 с лишним санкций. Десяток запретов мы ликвидировали, сохранив 100 миллионов долларов. Но 110 ограничений осталось. Это бьет по нашей авиации, космосу, транспорту, ядерной энергетике. Суммарные потери России – 2,5 миллиарда долларов в год.
Меняются правила мировой торговли, так как ВТО развивается. Взять энергетику. Россия является крупнейшим продавцом энергоресурсов. Новые правила могут быть направлены против России. Прекратив переговоры, мы вообще не сможем влиять на ВТО. Сейчас мы можем говорить, но не можем голосовать. Из 30 тем, которые обсуждает ВТО сейчас, 25 касаются наших интересов. И когда в 2005 году завершится «реформа» в ВТО, нас встретят по-другому, возможно даже с цветами, так как к тому времени многие страны свои энергоресурсы уже исчерпают и будут очень нуждаться в их поставке из России.
30 процентов нашего ВВП получаем через внешнюю торговлю, поэтому зависим в определенной мере от ВТО.
Как считают страны ВТО, правила игры у них более прогрессивные, чем у нас. Это прозрачность, ясность, четкость, когда участник рынка знает, что его ждет и через 5, и через 10 лет. Между тем, ВТО практически не принимает мер по своей инициативе к пресечению чинимых различных ограничений в международной торговле, демпинговых цен и тарифов, различных ограничительных квот, ограничений, так как рассчитывает на разрешение международных споров стран по их сценарию.
Наш бизнес, в своем существе скрытый и преступный, нормы и правила международной торговли его не устраивают, поэтому очень сложно будет привыкать к цивилизованной конкуренции на международном рынке.
Есть все основания утверждать, что разрушаться будут целые отрасли, в том числе промышленность (автомобиле-строение, легкая, пищевая промышленности, сельское хозяйство и другие).
Известно, что конкурентоспособность отражается ежегодно в докладах Всемирного экономического форума (ВЭФ) на основе разработанного для каждой страны сводного индекса конкуренто-способности (КСП). В основе методики ВЭФ – восемь комплексных факторов КСП для каждой страны: открытость, государство, финансы, инфраструктура, технология, управление, труд, институты. Каждый комплексный фактор разбивается на ряд рабочих показателей, количество которых находится в пределах от 16 до 24. Россия занимает 55-е место из 59 стран по КСП, то есть она не конкурентоспособна, а собирается вступать в ВТО, где конкуренцию не сможет выдержать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.