Общеизвестны принципы самой конкуренции, когда сильные становятся сильнее (богатые – богаче), а слабые – слабее (бедные – беднее). Если нет подобных преимуществ, бизнес утрачивает свои позиции окончательно и необратимо. Таким образом, конкуренция не носит санации (оздоровления) и не превращает худших в средние, а средних – в лучшие.
Нас поджидают в ВТО такие же принципы конкуренции, к чему Россия должна быть готова заранее.
В этом нет ничего неожиданного, потому как основу КСП нашего экспорта составляет сырье. Кроме того, мы должны знать, с кем придется иметь дело после входа в ВТО. Как считают некоторые специалисты в области международной торговли, к предпринимателям обычно относятся люди с низким уровнем и ограниченной платежеспособностью, бартерными отношениями, использующие чужие деньги, имеющие существенный разрыв с мировыми ценами на аналогичные товары, экспортные и импортные пошлины, противоречащие принципам ВТО, низкое качество продукции, то есть именно те у нас предприниматели, которые никак не подходят для торговых отношений в ВТО. В основном у нас предприниматели не приспособлены для цивилизованной международной торговли в своем подавляющем большинстве.
В настоящее время низкие таможенные пошлины являются нормой мирового рынка и составляют 6–7%. В соответствии с установками ВТО от России потребуется снижение среднего таможенного тарифа с 12,7 до 7–8% или даже до 3,0–4,5%.
Стартовые позиции России не выгодны для рынка. Западные страны при населении менее 15% контролируют более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. На мировом рынке наукоемкой продукции доля США составляет около 40%, Японии – около 30, Германии – 16, России – 0,3%. Сегодня все рынки оказались поделенными, и на них занимают доминирующее положение транснациональные корпорации, поэтому пробиться на такие рынки нашему производителю с нашими космическими ценами на товары и русским менталитетом шансов практически нет.
Например, у многих Западных стран есть намерение увеличить железнодорожный транзит грузов через Россию в Западную Европу. Вступление во ВТО могло бы способствовать этому, но довольно резкое повышение железнодорожных тарифов в России безусловно сорвет планы капиталистических стран на использование такого транзита товаров.
В то же время, например, либерализация таможенного режима может сильно повредить многим отраслям российской экономики. Речь прежде всего идет об автомобилестроении, металлообработке, сельском хозяйстве, медицине и даже авиастроении, которое выпускает вполне конкурентоспособные самолеты, производство которых в России мечтают с помощью ВТО закрыть США и другие строящие самолеты страны.
Структура экономики в России сейчас такова, что основной доход приносят те отрасли, где меньше работающих. Например, в нефтедобыче и металлургии работают около 3 процентов трудоспособного населения. В других отраслях занятость выше, но защищать при входе в ВТО нужно все отрасли, а не только те, где мало занято в производстве.
По данным Министерства экономического развития и торговли, только от антидемпинговых мер различных государств против российских экспортеров Россия ежегодно теряет по несколько миллиардов долларов.
Мы не можем экспортировать только сырье и энергоресурсы, так можем потерять свою промышленность. В такое положение дел нас втянет ВТО, и мы обречем себя на долгую зависимость от мировых сырьевых рынков. По данным Института международных экономических и политических исследований РАН, уже к 2015 году в структуре мировой торговли произойдут значительные изменения. Удельный вес готовых изделий в экспорте будет составлять 87 процентов, а доля сырья, полуфабрикатов и аграрных продуктов не превысит 13 процентов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.