Общий анализ рынка аутсорсинговых услуг должен быть нацелен на выявление всех действующих в соответствующей сфере организаций-аутсорсеров и на установление принципиальной возможности получения их услуг предприятием-заказчиком. Выполнение такого анализа может предприятием проводиться в двух формах – пассивной и активной. Пассивная форма анализа предполагает размещение запросов предприятия по предложениям потенциальных поставщиков услуг (request for proposals, RFP) в специализированных отраслевых журналах, базах данных, сайтах сети Internet и т.д. Активная же форма анализа предполагает целенаправленный поиск уже существующих аутсорсинговых предложений в указанных ранее источниках информации, а также в бизнес-справочниках, материалах промышленных выставок, конференций, рекламных проспектах и т.д. Данная форма анализа рынка аутсорсинговых услуг может выполняться предприятием самостоятельно, либо с привлечением внешних консалтинговых организаций.
Сбор информации с организаций-аутсорсеров предполагает подготовку и осуществление специальных информационных запросов (request for information, RFI), в которых опрашиваемые организации фиксируют основные параметры своих аутсорсинговых предложений. Традиционно, в качестве ключевых из таких параметров выделяются:
1. наличие опыта реализации аналогичных проектов;
2. отличительные особенности предлагаемых услуг;
3. уровень качества предлагаемых услуг (наличие и состав сертификатов);
4. запрашиваемая стоимость услуг;
5. минимально возможные объемы оказания предлагаемых услуг;
6. наличие и состав конкурентно-значимых технологий и ноу-хау;
7. возможность обеспечения гибкости контракта и возможность изменений условий работы по ходу выполнения проекта;
8. показатели финансового состояния организации-аутсорсера;
9. условия разделения контроля над выполнением аутсорсингового проекта;
10. производственная и управленческая структура организации-аутсорсера;
11. параметры используемой аутсорсером системы управления;
12. профессиональный состав персонала организации-аутсорсера;
13. возможность поддержания объемов и качества услуг по мере расширения бизнеса организации-заказчика;
14. дополнительные услуги, предлагаемые аутсорсером (техническое консультирование, обучение персонала и т.д.);
15. перечень текущих и бывших клиентов организации-аутсорсера.
Сбор дополнительной информации по услугам аутсорсеров выполняется по двум основным направлениям. Первое из них предполагает опрос бывших и текущих клиентов организации-аутсорсера с целью получения отзывов о реальных условиях его работы. Структура запрашиваемых при этом данных должна быть аналогична той, которая была зафиксирована в информационном запросе поставщику. Второе направление сбора данных должно обеспечить выявление всех дополнительных затрат, которые не вошли в заявленную аутсорсером стоимость его услуг, однако неизбежно возникнут при реализации аутсорсингового проекта (расходы на доставку, дополнительные затраты на контроль и складирование и т.д.)
Оценка и сопоставление затрат представляет собой количественное обоснование решения «покупать или производить» и предполагает расчет и сравнение полной величины собственных затрат предприятия на выполнение соответствующего вида деятельности с полной стоимостью получения соответствующей услуги от аутсорсера. В ходе такой оценки должна быть выявлена величина той реальной экономии, которую предприятие может получить, передав рассматриваемый вид деятельности конкретному внешнему поставщику.
Адекватное сопоставление затрат требует полного учета всех их составляющих как в отношении услуг внешнего аутсорсера, так и с точки зрения собственного производства. В первом случае должен быть проведен расчет полной стоимости аутсорсинговой услуги, включающей как заявленную поставщиком явную стоимость, так и выявленные на предыдущем этапе анализа неявные дополнительные расходы. Во втором случае (собственное производство) в расчетах должны быть учтены лишь те элементы затрат, которые реально сократятся при успешно выполненном проекте аутсорсинга. Например, затраты на оборудование учитываются только в том случае, если они исчезают при проведении аутсорсинга (продажа или утилизация оборудования). Помимо этого, в расчетах также должны быть учтены альтернативные издержки (т.е. издержки недоиспользованных возможностей), которые представляют собой стоимость ресурсов, связанных с собственным производством, высвобождаемых при аутсорсинге и способны в силу этого быть использованными в других видах деятельности предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.