Филогенез общения.
Прежде чем перейти к анализу общения необходимо рассмотреть, хотя бы в общих чертах, место общения в ряду других форм человеческой деятельности вообще.
Структура человеческой деятельности
Предметная деятельность ------------------------------------------------- Психологическая деятельность
Учение - Игра
Орудийная Знаковая
Познание Общение
Т Р У Д
Материальная ------------------------------------------------------- Духовная
Профессиональная
( Ч – П, Ч – Т. Ч – Ч, Ч – З, Ч – Х. О.)
Человеческая деятельность представляет собой единство предметно-практической и психологическойдеятельности людей, т.к. нет ни одной практической деятельности, которая бы создавала материальный продукт и состояла бы только из материальных актов без участия психических процессов.
Развитие различных форм деятельности (учение и игра, орудийная и знаковая деятельность, познание и общение) происходило в процессе превращения предметно-практической деятельности в общественно-трудовую.
В предыстории человечества все формы человеческой деятельности находились в зачаточном состоянии, а затем их развитая интеграциявылилась в форму общественно-трудовой деятельности. Затем историческое разделение труда вновь привело к дифференциации ранних доисторических форм деятельности уже в рамках профессиональной деятельности.
Общение как специфическая форма деятельности зарождается в процессах орудийно-знаковой деятельности путем отчуждения познанных свойств природы в виде искусственных орудий, которые устанавливают опосредованные отношения человека с природой. Орудия представляют собой форму предметно-практического мышления, приобретая одновременно знаковую функцию причинно-следственных связей в природе. В условиях жизнедеятельности наших предков в сообществах знаковая функция орудий на основе подражания могла присваиваться членами сообщества. Так возникла форма идеальной коммуникации как обмен деятельностью.
Вероятней всего общение как особая форма деятельности развилась вместе с коммуникативными функциями психики, приобретая постепенно черты психологической деятельности. Это произошло тогда, когда психическая деятельность достигла уровня самосознания, с первым разделением предметно-практической деятельности в сообществах, т.е. с возникновением трудовых отношений. На современном уровне развития общественно-трудовых отношений общение как форма человеческой деятельности образует самостоятельный класс социальных профессий типа Ч –Ч.
При этом необходимо учитывать, что отношение «человек – человек» не является замкнутым в себе процессом, оно всегда включено в широкий контекст отношений человека с вещественным миром и человеческими общностями. Взаимодействия человека с человеком в свою очередь регулируют отношения человека с вещественным миром, а единство отношений человека с человеком и человека с вещественным миром взаимообусловлено принадлежностью самого человека к миру природных материальных объектов.
Причем видовые свойства человека, заключенные в его конституциональных особенностях, позволяют развивать границы человеческой деятельности до бесконечности. Это также возможно в силу универсальности свойств человеческого мозга, позволяющих осуществлять видовую адаптацию человека к среде.
Роль общения в психическом развитии человека (онтогенезе).
В последнее время все глубже рассматривается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом, которые внутренне связаны и взаимообусловлены. Каждый акт общения являет собой презентацию «внутреннего мира человека», с одной стороны, а с другой, предусматривает его наличие.
М.И. Бобнева пришла к выводу, что сам «внутренний мир» личности формируется в ходе и благодаря различным видам общения, т.е. «внутренний мир» – это интериоризированная форма общения.
Из вышесказанного следует, что личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми.
В понимании значения общения в развитии ребенка очень важной представляется культурно-историческая теория Л.С. Выготского. (1. Все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, для их реализации необходимо минимум два субъекта, и лишь потом как внутренние, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические». 2. Понимание развития ребенка через присвоение детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.