Существует несколько попыток описать структуру взаимодействий, позволяющей понять смысл действий партнера:
1. Теория социального действия (Вебер, Сорокин, Парсонс).
1. Заключается в попытках зафиксировать некоторые компоненты – элементарные акты взаимодействия, иногда циклы (люди, их связь, воздействие друг на друга, изменения в субъектах общения – как результат взаимодействия).
2. Второй задачей являлся поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Попытки неудачны – абстрактность схемы взаимодействия, невозможность использования в эмпирических исследованиях.
2.Описание ступеней развития взаимодействия (Щепаньский, Панферов, Леонтьев), при котором взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит.
3.Описание позиций участников взаимодействия в транзактном анализе (Э. Берн, Т. Харрис, Д. Джнджевилл). Предлагается описание взаимодействия в процессе общения через описание позиций его участников. Учитывается характер ситуаций, стиль взаимодействия, статус партнеров (ведомый, ведущий).
Наиболее известна схема Э. Берна, в которой основными понятиями являются состояния Я и трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э.Берн разбил на следующие категории:
1) состояния Я, сходные с образом родителей (Родитель);
2) состояния Я, направленные на обективную оценку реальности (Взрослый);
3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (Ребенок).
Состояния Я – это нормальнае психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека.
Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений.
Родитель – источник автоматизированных реакций, помогающих беречь энергию и время.
Схема характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка.
Родитель |
Взрослый |
Рбенок |
|
Характерные слова и выражения |
Все знают, что…Ты должен.. Никогда… Всегда… Я не понимаю, как это допускают… |
Как? Что? Когда? Почему? Возможно. Вероятно. |
Я сердит на тебя! Вот Здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонации |
Обвиняющие, снисходительные, критические. |
Связанные с реальностью. |
Очень эмоциональные |
Состояние |
Надменное, сверхправильное, очень приличное. |
Внимательность, поиск информации. |
Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое. |
Выражение лица |
Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное |
Спокойное, максимум внимания |
Угнетение, удивление |
Позы |
Руки на бедрах, указующий перст, руки сложены на груди |
Наклон к собеседнику, ориентация на него |
Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков) |
Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
Позиции партнеров по общению определяются теми состояниями Я, которые в данный момент взаимодействия вступают во взаимодействие.
Существует множество классификаций ситуаций взаимодействия.
Аргайл выделяет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении и руководстве…
Э. Берн - ритуалы, полуритуалы (имеют место в развлечениях) и игры (в широком смысле – интимные, политические).
А.А. Леонтьев - социально-ориентированные, предметно-ориентированные, личностно-ориентированные ситуации.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий адекватный ей, иначе взаимодействие может быть затруднено. Различают три основных стиля взаимодействия: ритуальный(обычно задан некоторой культурой), манипулятивный и гуманистический. У А.Б. Домбровича стили общения названы уровнями (см. ниже).
С точки зрения ориентированности партнеров по общению можно выделить:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.