3) обратную связь давайте в описательном ключе, а не в оценочном. Они более информативны и меньше способны вызвать психологическую защиту. Если оценки избежать невозможно, пользуйтесь простыми категориями добра и зла, правильности и неправильности, приятности и неприятности, смягчая высказывания «Я-сообщениями».
4) избегайте категоричности суждений («Ты всегда…», «Ты никогда…»), приводящих к ухудшению взаимоотношений и упрощению образа партнера. Лучше пользоваться категориями типа «в большей или меньшей степени», т.к. это более объективно.
5) Приводя примеры, старайтесь опираться на конкретные поступки и слова партнера, имевшие место совсем недавно, а не в далеком прошлом, что повышает ценность информации.
6) Избегайте советов, высказывайте свои мысли в нейтральной форме, как бы делясь своими мыслями и информацией с партнером, что даст ему возможность и право свободно решать, как воспользоваться полученными данными (сохранение свободы выбора).
7) Информация д.б. ограничена в количественном плане, чтобы реципиент мог воспользоваться ею.
8) Момент обратной связи д.б. подходящим по месту, времени и ситуации.
9) Обратная связь д.б. ориентирована на ценности реципиента, а не приносить удовольствие лично Вам.
Правила принятия обратной связи:
1. Внимательно выслушать до конца для полноценного восприятия и понимания.
2. Использовать приемы рефлексивного слушания.
3. Учитывать возможную субъективность обратной связи.
4. Не стараться сразу изменить свое поведение.
Классификация взаимоотношений (по В.Н. Панферову).
Основанием для классификации взаимоотношений послужили такие категории как отражение, деятельность, общение и отношения, отражающих сущность любой психической деятельности, каковой естественно является взаимоотношение.
В основе принципа деятельности можно выделить два класса личных взаимоотношений: - предметно – практические; ролевые.
Предметно-практические взаимоотношения отражают особенности социально-экономического и организационно-технологического взаимодействия людей в совместной деятельности. Они проявляются в качестве эффектов сотрудничества, взаимопомощи, срабатываемости, соревнования, соперничества…
В основе принципа общения представляется возможным выделить также два класса взаимоотношений: коммуникативный и коллективистский.
Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологической взаимосвязи партнеров по общению друг с другом, характеризуя личностную опосредованность процесса общения. Поэтому коммуникативные взаимоотношения проявляются как качества личности и могут быть определены как «общительность – замкнутость». В рамках данной категории люди могут проявлять себя как непосредственные, замкнутые, скрытные и т.д., реализуя, таким образом, свои коммуникативные свойства.
Коллективистскиевзаимоотношения отражают объединенность – обособленность партнеров по общению и характеризуют единство взглядов, социальное подобие, психологическую близость людей. Развитие коллективистских отношений происходит в границах отношения "«дружба - вражда". Они определяются мерой сплоченности, совместимости, разногласия, характеризующими интегрированность или разобщенность людей.
В основе принципа отражения определяется три класса личных взаимоотношений: когнитивный, эмоциональный и волевой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.