1. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Люди познают себя и других через разнообразные виды деятельности, т.к. человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.
3. Мотивы (цели) общения – это то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения «опредмечиваются» в качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступил с ними во взаимодействие.
4. Действие общения – это целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Существуют инициативные и ответные акты. Б.Ф. Ломов (К.С. Станиславский – «встречный ток») единицами общения называет циклы, в которых проявляются взаимоотношения позиций, установок, точек зрения каждого из партнеров, переплетаются прямые и обратные связи в потоке циклирующей информации. В этом смысле акт общения это объединенные в нечто целое действия всех участников общения (в отличие от действий каждого участника в отдельности).
5. Задачи общения – та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи могут совпадать между собой.
6. Средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
7. Продукты общения – образования морального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (совместный результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, образ самого себя и других, …)
Разновидности общения (Б.Д. Парыгин).
Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения (типы общения), так и результатом его предметной направленности (виды общения).
Типы общения – это различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников взаимодействия.
Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:
- деловое – игровое (различная степень регламентации и заданности);
- безлично-ролевое – межличностное (различный характер направленности внимания субъектов взаимодействия);
- духовное – утилитарное (различный характер ценностей и мотивов общения);
- традиционное (обрядовое) – инновационное (сохранение сложившихся стереотипов или создание новых идей – отношение к новому).
-
Виды общения по Парыгину характеризуются предметной направленностью: - политическое; религиозное; научное; семейное…
В качестве дополнительного критерия для выделения видов общения Парыгин выделяет его масштабность: межличностное, групповое, коллективное, массовое…
Критерии классификации разновидностей общения: (И.Н. Горелов…)
1. По содержанию: производственное, практически-бытовое, межличностно-семейное, научно-теоретическое.
2. По форме контактирования: прямое (личная беседа), опосредованное (переписка); по вертикали, по горизонтали.
3. По типу связи: двунаправленное (диалог), однонаправленное (зритель в театре).
4. По степени взаимосоответствия общающихся: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная.
5. По результатам: от негативного до позитивного.
Ценности межличностного общения ( по Е. Мелибруда).
Под ценностями межличностного общения Е.Мелибруда понимает такие ценности, которые, будучи сходными у всех членов «общности», могли бы обеспечить известную автономность индивида, входящего в ее состав.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.