В любом случае нерасположенность к общению вступает в противоречие с общепринятыми нормами, обязывающими контактировать с окружающими людьми (общаться надо, но неохота). Это приводит к надеванию маски (лицу, интонации, позе жестикуляции придаются определенные характеристики), с помощью которой делается попытка избежать настоящего контакта, свести его до минимума. Это может быть маска «нуля», означающая «Я Вас не трогаю - и Вы меня не трогайте.». Маска «тигр» - чтобы боялись. Маска высокомерия, неприступности возникает у людей, от которых зависят другие, но которые занимают низкий социальный статус, например, швейцар, водитель такси, официантка… Маска зайца - чтобы не навлечь гнев или насмешку сильных. Маска послушания часто наблюдается в общении детей со взрослыми, отчитывающими их. Маска робости – у подчиненных перед начальством. Есть даже маски клоуна, бесшабашности, чудаковатости, простодушия, чтобы не принимали всерьез.
На второй фазе отражения партнера «маска», прежде всего, обеспокоена тем, что нужно от нее другому человеку. Это приводит к оценке только степени опасности партнера по общению (насколько он активен, чтобы снять с меня мою маску). В восприятии себя глазами партнера важно только то, не видно ли из-за маски истинное лицо, которое так важно скрыть. Т.О. основная цель общения – это создать видимость контакта.
В третьей фазе – взаимоинформирования – маска как бы заостряется, делается подчеркнутой; тем самым субъект как бы информирует партнера о желании как можно скорее свернуть контакт. Беседа может иметь благоприятный смысл для субъекта, но конгруэнции не происходит, т.к. ролевой веер скрыт за маской. Поэтому даже конгруэнция здесь напоминает конфронтацию. В случае конфронтации только побелевшие губы или покрасневшие уши человека в маске выдают его истинные чувства, маска каменеет или одна маска меняет другую. В любом случае истинного общения не происходит.
На четвертой фазе отключения от партнера оно какое-то деревянное, безэмоциональное, если даже вежливое, но излишне церемонное, оставляющее чувство неудовлетворенности.
Пути снятия маски с партнера могут быть очень разнообразны, главное, создав у партнера определенные ожидания, не подтвердить их. Эта тактика внешне похожа на манипуляцию, но отличается от нее отсутствием корыстной цели контакта, если субъект действительно хочет узнать, что скрыто за маской (скорее это ближе к игровому уровню).
Конвенциальный уровень. (Конвенция – согласие, в психологии обозначается свод правил поведения, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение относительно форм поведения наиболее приемлемых и для субъекта, и для объекта общения.)
Фаза взаимонаправленности для партнера, выходящего на этот уровень общения, заключается в испытываемой потребности в контакте, в возникновении установки на внешнюю коммуникацию, усиленной тем, что имеется реальный партнер. Человек при этом интуитивно готовится к пристройке «рядом»: в качестве условия им заранее принимается, что он будет то говорящим, то слушающим. Таким образом, забота о партнере, готовность встать на его место встроены еще в фазу, предшествующую отражению конкретного собеседника. Подобная предупредительность к партнеру еще до его отражения в сознании свидетельствует об этической состоятельности человека и одновременно о его коммуникативной грамотности.
На фазе взаимоотражения происходит «чтение» актуальной роли партнера и своей его глазами. Этот процесс иногда занимает сотые доли секунды.
Третья фаза – взаимоинформирования совсем необязательно протекает гладко. На предыдущей фазе были установлены ролевые ожидания партнеров друг к другу, но теперь каждый из них в праве не подтвердить их. Если ожидания не подтверждаются, то общение идет по пути конфронтации, причем этическая безупречность контакта сохраняется. Если контакт идет по пути конгруэнции, т.е. взаимные ролевые ожидания подтверждаются, происходит дальнейшее раскрытие «ролевого веера» каждого из партнеров. Однако оба партнера не забывают считаться друг с другом и с ситуацией в целом, не торопясь вступать в слишком близкий контакт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.