Выше упоминалось, что при постановке экспериментальных исследований практически невозможно выдержать все условия подобия одновременно. Поэтому на практике широко используются понятия:
.
Применительно к турбинной ступени автомодельность - независимость явлений, происходящих в ней, и характеристик ступени от какого-либо определяющего критерия в заданных пределах изменения его значения. Частным случаем автомодельности является практическая независимость КПД ступени от числа Re при . Для различных турбинных ступеней началу области автомодельности соответствуют разные числа Re. В значительной мере это связано с различной относительной величиной бугорков шероховатости на поверхностях сопловых и рабочих лопаток. Явление автомодельности по числу Re в турбинной ступени в известной мере аналогично этому явлению при турбулентном течении в шероховатых трубах. В области гидродинамически гладких труб зависимость коэффициента сопротивления труб является автомодельной по относительной высоте бугорков шероховатости, но от числа Rе коэффициент сопротивления в этой области не зависит. В области развитой шероховатости, наоборот, упомянутая зависимость автомодельна по Re и не автомодельна по отноcительной высоте бугорков шероховатости .
Частичное гидродинамическое подобие - соблюдение подобия лишь по определяющему критерию и нарушение его по другим, влияние которых незначительно. Так, например, при малых дозвуковых скоростях не выдерживают подобие по числу , то есть не учитывают сжимаемость среды, но выдерживают величину числа Re (или сохраняют его находящимся в области автомодельности), моделируя таким образом влияние сил вязкости.
В заводской практике используется частичное геометрическое подобие, при котором возможны небольшие отклонения от номинальных размеров отдельных второстепенных элементов ступени. Не нарушая характер явления в целом, это приводит к некоторым локальным изменениям рабочего процесса в ступени, которые могут быть учтены системой поправочных коэффициентов. В частности, в турбинной ступени практически невозможно выдержать микроподобие - подобие относительной шероховатости. При малых числах Re автомодельность может наблюдаться даже при заметных шероховатостях. При больших числах Re , когда пограничный слой достаточно тонок, шероховатость учитывается системой специальных поправок.
При изготовлении турбин встречаются и нарушения миллиподобия -наличие небольших отклонений в конструкции отдельных деталей (отсутствие подобия в перекрышах, местных очертаниях межлопаточных каналов, относительной толщине выходных кромок, величине открытых и закрытых зазоров и т.д.). Обычно влияние каждого из этих факторов может быть учтено введением специальных поправок, основанных на экспериментальных данных.
В отличие от нарушения геометрического микро- и миллиподобия отклонение от геометрического макроподобия допускать нельзя, поскольку подобие основных элементов турбинной ступени определяет характер рабочего процесса в ней. К основным элементам подобия, определяющим макроподобие, относятся: подобие профилей рабочих и сопловых лопаток, шагов лопаток, их высот, относительной длины и ширины и т.д. Наличие макроподобия означает подобие в главном. При проектировании ступени наличие подобия в главном подразумевает подобие важнейших геометрических размеров и оптимальный выбор в каждом случае элементов проточной части.
В качестве определяющих безразмерных характеристик ступени (даже при отсутствии подобия решеток и профилей) выбираются следующие отношения:
; ; ; ,
где - высота сопловых лопаток;
f - площадь проходных сечений межлопаточных каналов;
- угол выхода потока, в абсолютном движении.
Для осевой ступени отношение оказывается равным единице.
При оптимальных параметрах рабочих и сопловых решеток соблюдение перечисленных отношений, угла и величин , Re, позволяет ожидать, что спроектированная ступень будет иметь хороший КПД.
8.6. Об определяющих критериях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.