Модуль называется осевым усилием, действующим на венец.
Равнодействующий момент относительно оси z величин равен нулю:
. (18)
Силы, действующие на межлопаточные каналы, строго говоря, могут и не быть идентичными. Первая причина этого - случайные отклонения геометрии лопаток от заданной в процессе изготовления лопаток. Эти случайные отклонения неизбежны и, более того, предусмотрены системой допусков на размеры лопатки, заданные чертежом. При достаточно большом числе каналов лопаточного венца среднее для всех лопаток отклонение конкретного размера от номинального мало и при нормальной технологии изготовления не нарушает справедливости допущений, на основе которых получены выражения (12)-(18).
Второй причиной возможной неидентичности действующих сил являются систематические отклонения каких-либо размеров проточной части от номинальных значений. Эти отклонения могут носить технологический, монтажный, эксплуатационный характер и т.д. Систематические отклонения могут вызывать появление неуравновешенных сил, мешающих нормальной работе машины. Так, например, при радиальном смещении рабочего колеса осевой турбинной ступени вверх радиальные зазоры, а следовательно, и паразитные протечки над верхней половиной рабочего венца будут уменьшаться, а под нижней - увеличиваться. Поэтому через каналы верхней половины венца расход рабочей среда немного увеличится, а через каналы нижней - немного уменьшится. Соответственно увеличится окружное усилие, действующее на рабочие лопатки верхней половины, и уменьшится окружное усилие, действующее на нижнюю половину этого венца. В этом случае, кроме стационарного крутящего момента, возникнет радиальное усилие, сдвинутое на по направлению вращения ротора от направления радиального смещения. Такое радиальное усилие, как показывается в теоретической механике, снижает устойчивость движения. В реальных машинах очень большой мощности оно может вызвать и поддерживать автоколебания ротора. Подобного рода явления могут возникать и при отклонениях от симметрии геометрических соотношений концевых уплотнений из-за нарушений расчетных размеров зазоров в них.
При парциальном подводе рабочей среды уравнения (12-18) неприменимы. Используя проекции сил, показанные на рис.13, можно констатировать, что радиальная составляющая равнодействующей сил, приложенных к венцу, не равна нулю из-за несимметричности схемы впуска рабочего тела:
,
однако момент составляющих относительно оси вращения z =0. Аналогично из-за незамкнутости многоугольника векторов
.
Как и раньше, 0 .
При парциальном подвода рабочего тела, как и при полном, вектор , осевое усилие и его момент относительно оси z =0. Однако вектор уже не совпадает с осью z , в связи с чем возникает момент от осевого усилия относительно оси, перпендикулярной оси z и проходящей через нее. Этот момент и радиальное усилие , как правило, не оказывают существенного влияния на работу парциальной ступени как целого.
Наличие окружного усилия при парциальном подводе приводит к изменению величины нагрузки на подшипники ротора и ее направления. Для регулирующих колес мощных турбин это усилие может доходить до 10 и более тонн. При неправильном расположении дуги подвода подшипники сравнительно легких роторов высокого давления могут разгружаться, что приводит к возникновению вибраций роторов из-за неустойчивости их положения на масляной пленке подшипников при боковых нагрузках. Во избежание подобных явлений, а также для равномерного прогрева корпуса машины при пуске предпочтителен подвод рабочей среды одновременно через два сопловых сегмента, расположенных симметрично относительно оси машины.
6. Определение крутящего момента окружного и осевого усилий, приложенных к венцу облопачивания
6.1. Контрольная масса, ее количество движения и
момент количества движения ,
их производные по времени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.