Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Эксплуатация пропульсивного комплекса", страница 5

3.3. Порядок выполнения.

3.3.1.По данным столбца 2 таблицы 4 и по зависимостям (8) и (10) рассчитываются высотный параметр шероховатости и относительная площадь ее поверхности при стоянке в тропиках.

3.3.2. По данным столбца 3 таблицы 4 и по зависимостям (9) и (11) рассчитываются те же параметры на ходу.

3.3.3. Результаты расчетов по 3.3.1. и 3.3.2. складываются. Если окажется, что  получилась более 100%, то это означает, что обрастание носит многослойный характер.

3.3.4. По данным столбца 4 таблицы4 и по зависимостям (12) и (13) рассчитываются параметры RA,  с учетом самоочищения.

Количественную оценку степени обрастания можно дополнить качественной. Средние данные по качественной оценке обрастания приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Средние данные по качественной оценке обрастания.

Характеристика обрастания

RA, мм

, %

Слабое

0 - 5

0 – 30

Умеренное

5 – 15

30 - 45

Сильное

15 - 30

45 - 100

4.Практическое занятие № 4.

Тема: «Расчет денежных потерь из-за эксплуатации шероховатого корпуса».

4.1. Теоретическая часть.

Эксплуатационная шероховатость подводной части обшивки корпуса судна из-за обрастания живыми организмами и водорослями является основной причиной снижения скорости хода судна. Снижение скорости приводит либо к снижению провозной способности транспорта, либо к увеличению расхода топлива для поддержания заданной скорости. И то и другое является прямыми убытками для судовладельцев. Учитывая тенденцию расширения линейных перевозок, основным требованием к которым является жесткое расписание при максимальном использовании ресурсов мощности и скорости судна, вопросы борьбы с обрастанием становятся главными в эксплуатации флота.

В П.З. № 3 студенты усвоили, что в зависимости от условий эксплуатации судна обрастание бывает слабым, умеренным и сильным. По наблюдениям за сотнями судов в разных странах установлены некоторые закономерности в потере скорости судна от степени обрастания. Так при слабом обрастании потеря скорости от времени эксплуатации в месяцах может быть определена по зависимости:

ΔV = 0.077 – 1.004*10-3* – 0.26               (14)

При умеренном обрастании

ΔV = 0.1512 – 2.455*10-3* – 0.446            (15)

При сильном обрастании

ΔV = 0.253 – 3.46*10-3* – 0.807                (16)

Зависимости (14 – 16) можно пересчитать на потери скорости в сутки. Так для условий, где прогнозируется сильное обрастание, в период от докования до 4-х месяцев эксплуатации (120 суток) потеря скорости может быть рассчитана по зависимости:

ΔV = 1.25*10-3                                                   (17)

От 4-х до 8-ми месяцев (120 – 240 суток)

ΔV =                                     (18)