Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Эксплуатация пропульсивного комплекса", страница 2

1.  Практическое занятие № 1.

Тема: «Определение характеристик технологической шероховатости (без обрастания) корпуса судна».

  Теоретическая часть.

Технологическая шероховатость корпуса судна характеризуется либо средней кажущейся амплитудой (по-английски МАА), либо средней интерполяционной высотой (RA). Обе характеристики измеряются в мкМ.

МАА =                                                    (1),

где N- число измерений,

      Mi – кажущаяся амплитуда, мкМ.

Mi измеряется по профилограмме поверхности подводной части корпуса судна следующим образом: на профилограмме соединяют ломанной линией все соседние выступы и все соседние впадины, а затем между этими двумя ломанными линиями чертят кажущиеся амплитуды с определенным шагом. Стандартной длиной профилограммы является длина в 50 мм, шаг для построения амплитуд принять 2 мм. Амплитуды измеряют в масштабе чертежа (см. рис. 1) и по (1) рассчитывают МАА. RA рассчитывается по зависимости (2).

RA = 0,225МАА                                              (2)

По характеристикам технологической шероховатости нового судна можно определить прогнозируемую шероховатость через время t

RAt = 78.9t – 2.66t2 + A                                   (3)

где RAt – средняя интерполяционная высота (без обрастания) через время эксплуатации t, мкМ,

t срок эксплуатации, годы,

А – свободный член, который равен средней высоте профилограммы по вариантам задания.

С помощью зависимости (3) можно рассчитать величину дополнительной мощности, потребной судну для поддержания заданной скорости

Δe = 0.144RA – 9.49*10-5RA2 – 15.7            (4),

где Δe дополнительная мощность ГД, необходимая для поддержания заданной скорости, %.

  Задание на практическое занятие № 1.

Дана профилограмма (см. рис. 1), значение высотных параметров дано в таблице 2.

Таблица 2.

Задание на практическое занятие № 1.

Точки

                      №№ вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    4

90

120

150

180

210

240

270

300

330

360

3 и5

                          ± 10 мкМ

2 и 6

                          ± 20 мкМ

1 и 7

                          ± 30 мкМ

В случае если студентов в группе будет более 10, то число вариантов можно расширить: до 20-ти, если четвертую точку давать с шагом не 30 мкМ, а с шагом 15 мкМ; до 30-ти, если шаг уменьшить до 10 мкМ.