Корректирующий элемент с ПФ Wк(p) включается в цепи отрицательной обратной связи и, дополнительно, на входе корректируемой системы с ПФ Wи(p) включается усилитель с большим коэффициентом усиления K (рис. 2.9, а). В соответствии с результатами разд. 1.6 результирующая (желаемая) ПФ равна
(2.15)
Элементы коррекции обычно выбирают так, чтобы в некоторой частотной области (ω1, ω2), примерно соответствующей частоте среза скорректированной системы, выполнялось условие: Тогда выражение (2.15) можно заменить приближенным соотношением
(2.16)
откуда и определяется ПФ корректирующего элемента, включенного в цепи обратной связи:
(2.17)
Этот метод коррекции обладает дополнительными достоинствами:
1) уменьшается инерционность элементов, входящих в состав исходной системы;
2) обеспечивается линеаризация нелинейных элементов, входящих в состав исходной системы;
3) выполняется стабилизация параметров ПФ Wж(p) в случае нестабильности параметров ПФ Wи(p).
В качестве примера рассмотрим электромеханический привод с тахометрической обратной связью, являющийся составной частью следящего измерителя угловых координат. Функциональная схема привода (показана на рис. 2.9, б) содержит электрический двигатель (Д), подключенный к нагрузке через редуктор (Р) и элементы коррекции. Выходной величиной привода является угол поворота вала ψ на выходе редуктора. Элементы коррекции включают в себя тахогенератор (Т) (его вал механически связан с валом двигателя), усилитель (У) и вычитающий элемент. Тахогенератор представляет собой высокоточный измерительный прибор, обеспечивающий линейную зависимость выходного напряжения UT от угловой скорости вращения вала Ω.
Непосредственное использование электрического двигателя в качестве привода механических элементов устройств радиоавтоматики (антенных систем, устройств управления частотой генератора и т.п.) затруднено следующими обстоятельствами.
1) Двигатель имеет функцию передачи:
где Kдв – коэффициент усиления двигателя; τдв – постоянная времени двигателя.
Апериодическое звено, входящее в состав , обусловлено наличием момента инерции ротора двигателя и нагрузки, который и определяет величину постоянной времени τдв (чем больше мощность двигателя, тем больше τдв). В СУ инерционные звенья с большой постоянной времени нежелательны, поэтому параметр τдв необходимо снизить до пренебрежимо малой величины.
2) Статическая характеристика двигателя, связывающая входное напряжение UУ и скорость вращения вала Ω, существенно нелинейная (особенно нежелательна нелинейность типа «зона нечувствительности», обусловленная силами трения). Используемый в составе СУ привод должен иметь линейную характеристику, причем размер зоны нечувствительности необходимо также уменьшить до пренебрежимо малой величины.
ПФ тахогенератора имеет вид:
где Kт – коэффициент усиления тахогенератора; τт – постоянная времени тахогенератора.
Поскольку тахогенератор – устройство малоинерционное, в интересующей нас частотной области апериодическим звеном с постоянной времени τт можно пренебречь и допустима аппроксимация вида:
(2.18)
В соответствии с (2.15) и (2.18) ПФ привода приближенно равна
(2.19)
где .
При выполнении условия обеспечивается .
На рис. 2.10 показаны ЛАХ двигателя с усилителем на входе (график 1) и привода с тахометрической обратной связью (график 2).
В частотной области можно пользоваться приближенным соотношением (2.16): (низкочастотная асимптота графика 2 на рис. 2.10). С ростом частоты условие меняется на обратное и, в соответствии с (2.19), (высокочастотная асимптота графика 2 на рис. 2.10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.