1947 г. |
Денежная реформа восстановила нормальное денежное обращение в стране. Денежная реформа опиралась на быстрые темпы восстановления производства, бездефицитный бюджет и сближение уровня цен на потребительские товары (3 уровня цен — коммерческая, цена государственной торговли и цена распределения пайков). Реформа заключалась в выпуске новых видов денежных знаков и замене старых в соотношении 1:10. Отмена карточной системы. |
1953 г. |
Реформа сельского хозяйства механизма взаимоотношений аграрного сектора и государства. Причины: тяжелое состояние сельскохозяйственного производства и растущие потребности городов и промышленности в продовольствии и сырье. 1. Повышение закупочных цен на ряд продуктов сельского хозяйства; 2. Снижении объема их поставок государству; 3. Возможность самостоятельной продажи части продукции; 4. Получение части оплаты труда в денежной форме. |
1957 г. |
Реформа организационной структуры управления промышленностью и строительством. Реформа охватывала ведущие секторы экономики, была более масштабной. Цели: повышение оперативности управления и улучшение использования ресурсов регионов, комплексное решение вопросов их экономического развития. Задачи: 1. Заменить отраслевой принцип управления территориальным; 2. Институционально заменить министерства региональными советами народного хозяйства (совнархоз); 3. Сократить многообразие форм подчинения предприятий. Либерализация коснулась межрегиональных и внутрирегиональных отношений. Совнархозы много сделали для оптимизации ресурсных потоков и конечном счете снизили издержки производства. Реформа 1957 года учла факт протяженности территории и различий в территориальном отраслевом управлении. Это была аппаратная реформа и сводилась главным образом к изменению структуры аппарата управления и перемещению функций управления от центра к регионам. В общем цель была достигнута. Реформа — начало решения жилищной проблемы в СССР (массовое строительство домов с благоустроенными квартирами). |
49. Экономическая реформа 1965-69 гг.
Цель |
Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, включение в структуру хозяйственного механизма экономических методов управления и стимулирующих факторов производства |
Задачи |
1. Реформа организационной структуры управления (возврат к отраслевому принципу управления); 2. Изменение функций управления (экономические методы управления: передача части прибыли в распоряжение коллектива предприятия для формирования фондов экономического стимулирования; формирование директивных показателей плана с одновременной разработкой подробного плана на самом предприятии; реформирование платежей предприятия в бюджет); 3. Повышение роли товарно-денежных отношений. |
Итоги |
1. Повышение темпов роста выпуска продукции, эффективности использования основных фондов, сырья и материалов; 2. Повышении благосостоянии примерно на 30% за пятилетие; 3. Возрождение системы кредитов; 4. Возможность торговли стройматериалами; 5. Возможность заключения договоров между предприятиями (развитие горизонтальных производственных связей); 6. Рыночные отношения получают статус полузаконности; 7. Развитие теневой экономики; 8. Сращивание госаппарата с теневыми организациями: размывание гос. собственности. 9. Ослабление государственной власти. |
50. Сравнительная характеристика хозяйственного механизма 30х и 60х гг.
Хозяйственный механизм — способы, методы реализации экономических законов в экономической деятельности людей посредством создания и функционирования общественных институтов.
Институциональное пространство — вся совокупность общественных институтов, определяющих течение экономической жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.