Общая характеристика естественных производительных сил Древнего Востока и Европы. Сравнительная характеристика типов докапиталистических систем. Коллективизация в СССР: замысел, ход, значение, результаты. Экономическая реформа 1965-69 гг. История кризиса послевоенной модели индустриального развития в СССР, страница 25

Концессия — договор (само предприятие на основе такого договора) о передаче государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам на определенный срок предприятий, других хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи полезных ископаемых и т.д.

ВЫВОДЫ

1. В период НЭПа реформирование в промышленности выражалось прежде всего изменении функций государственной собственности: владение, распоряжение и использование собственности было разделено.

2. В результате такого изменения возникли тресты, концессии, аренда и смешанные общества, охватившие от мелкотоварного до крупного производства и сумевшие мобилизовать их возможности для восстановления и обновления промышленного производства.

3. Возникшие перекосы, связанные с двойственным положением трестов, исправлялись административными методами из-за отсутствия опыта регулирования рынка, что привело постепенно к свертыванию негосударственных и смешанных предприятий.

4. В период НЭПа можно выделить два периода: первый — 1921-1923г. и второй — 1924-1928гг. В первый период деятельность предприятий определялась рыночными условиями без жестких регламентов в условиях успешной денежной реформы.

40. НЭП: реформа в аграрном секторе.

К началу НЭПа Россия была глубоко аграрной страной: 80-85% населения проживало вне города и занималось аграрным трудом и промыслом.

Цель

Восстановление товарности сельскохозяйственного производства

Задачи

1.  Замена продразверстки продналогом;

2.  Развертывание инициативы крестьянских хозяйств;

3.  Кооперирование сельскохозяйственного производства;

4.  Обеспечение сырьем промышленности.

Методы воздействия на зерновой рынок

1.  Административные (установление фиксированных цен и устранение конкуренции частника путем жесткого прикрепления его к определенному району);

2.  Экономические (хлебная интервенция, субсидии и налоговые льготы, конкуренция на рынке оптовых покупателей);

1 этап (1921 – 1924 гг)

Наиболее благоприятный в развитии экономических отношений в деревне и взаимодействия с государством (введение хлебозаготовок преимущественно на рыночной основе, конкуренция оптовых покупателей, рост доли зерна, закупаемого государством и кооперативами).

2 этап (1925 – 1926 гг)

Государство усиливает административный нажим на зерновой рынок, но вынуждено уступить рыночным силам в ценообразовании.

3 этап (после 1926 г)

Государство занимает монопольное положение покупателя зерна, более успешно реализует политику фиксированных цен. Встает вопрос о способах изъятия хлеба у его основных производителей.

Условия проведения реформ

1.  Преобладание аграрного сектора по числу занятых;

2.  Низкий организационно-технический уровень развития сельского хозяйства в России;

3.  Отрицательное отношение населения к имущественной дифференциации и ограниченные возможности накопления капитала в сельском хозяйстве;

4.  Низкий общий уровень потребления — преграда для стихийного и быстрого развития аграрного капитализма, и еще больше — для социалистических преобразований в стране.

Ошибки при проведении реформы

1.  Полностью устраняется конкуренция заготовителей и в 1928 году 84% закупок хлеба производится государством, что привело к сбоям в снабжении городов хлебом;

2.  Возросшие налоги на хозяйства, которые давали основной объем зерна.

Итоги

1.  Объем сельскохозяйственного производства в 1928 г. достиг предвоенного уровня;

2.  Политика НЭПа позволила 2/3 крестьянских хозяйств подняться до уровня середняка. О создании хозяйств капиталистического типа говорить было рано.