Общая характеристика естественных производительных сил Древнего Востока и Европы. Сравнительная характеристика типов докапиталистических систем. Коллективизация в СССР: замысел, ход, значение, результаты. Экономическая реформа 1965-69 гг. История кризиса послевоенной модели индустриального развития в СССР, страница 24

  Со сферы хлебозаготовок этот механизм распространяется и на другие отрасли народного хозяйства - транспорт, легкую промышленность, машиностроение, добычу угля. И теперь уже вопрос о гос.монополии на важнейшие виды продукции - хлеб, уголь, нефть, сахар, хлопок - встает в повестку дня. Это означало бы исключительное право гос-ва закупать эти продукты у производителей и распределять их потребителям=>административный механизм все более вытесняет рыночный в движении продуктов между производителями и потребителями. Свободный рынок при этом не исчез, он был придавлен,  ушел в подполье, принял криминальный характер, а расплачивался за это потребитель.

   Временное правительство добанило к уже перечисленным мерам следующие:

·  Март 1917г - издается закон о хлебной монополии, Этот закон предусматривал не только изъятие всего зерна по фиксированным ценам , но и контроль над условиями деятельности пр-ля: технологией пр-ва, его структурой,  условиями и сроками найма работников. 

·  Август 1917г вводится  угольная монополия. 

   Государственные монополии были еще одним приемом борьбы с рынком и расширяли вмешательство государства в экономику. 

   Советское пр-во продолжило политику подавления рынка. Политика Советского пр-ва базировалось на натурализации отношений гос-ва и эк-ких субъектов и соответствовала представлениям о социолизме как о безденежном хозяйстве. Новыми звеньями политики, добавленными Советским пр-вом были:

·  1918г - вводится всеобщая трудовая повинность.

·  1920г - переход на пайки вместо денежной зарплаты=>осуществление перехода к безденежно-плановону хозяйству.

·  Национализация пр-ти.

   Таким образом военный коммунизм - случайно-историческое явление, порожденное конкретной исторической обстановкой.В основе ВК

лежали развал денежного обращения и финансовой системы. Это и способствовало переходу к мобилизации государством ресурсов в натуральной форме, а всеобщая национализация облегчала такой способ мобилизации.

39. НЭП: реформа в промышленности.

Кризис политики военного коммунизма и его неспособность восстановить разрушенную войнами экономику привели к необходимости разработать новые принципы формирования экономической политики.

Цель

Возрождение товарно-денежных отношений, товарообмена между городом и деревней

Задачи

Перевод промышленности на коммерческий расчет

1 этап (1921 – 1923 гг)

1.       Введение хозрасчета: самостоятельность, самофинансирование;

2.       Госзаказ: 50% продукции реализовывалось по государственным ценам, а 50% разрешалось реализовать по рыночным;

3.       Искусственное трестирование. Средние и мелкие предприятия предполагалось сдавать частным лицам, товариществам, артелям, а тресты переводились на хозрасчет или превращались в концессии.

4.       Тресты сами определяли ассортимент выпускаемой продукции, выбирали поставщиков сырья, устанавливали цены, ориентируясь на рынок, самостоятельно отвечали за свои долги. Существовало две группы трестов:

                первая, в нее входили тресты тяжелой промышленности, финансируемые из бюджета, ее продукция по низким ценам распределялась внутри госсектора, а излишки, проданные на рынке, давали чистую прибыль государству;

                вторая группа, куда входили тресты легкой промышленности, они могли свободно продавать свою продукцию на рынке и 20% прибыли от этого оставлять у себя;

5.       Для планомерной организации горизонтальных связей между предприятиями создаются синдикаты;

6.       Аренды предприятий способствовала восстановлению мелких и средних предприятий, обеспечивала людей работой, позволила насытить рынок потребительскими товарами, особенно необходимых деревне и не требовала значительных капиталовложений, что позволило мелкотоварному производству быстрее обновляться;

7.       К концу НЭПа все концессии давали в казну государства 26 млн рублей, но их доля была незначительна. В целом концессии способствовали восстановлению экономики, сокращению безработицы, но неприемлемость капиталистических принципов привела в конце 20-х годов к их полному исчезновению.

2 этап (1924 – 1928 гг)

Государство начинает применять методы административного вмешательства в деятельность трестов и сворачивать политику НЭПа.

Основные характеристики

1.       Отделение собственно хозяйских функций от функций владения;

2.       Разнообразие экономических форм предприятий (концессии, аренда, смешанные предприятия, тресты);

3.       Сосуществование государственного и рыночного ценообразования;

4.       Экономические методы регулирования.