После построения модели, на основании которой прогнозируется спрос, величины остатков (разница между фактическим значением спроса и спрогнозированным по модели значением) должны представлять собой случайную величину, как правило, с нормальным распределением. Если невозможно таким образом описать остатки, то модель объяснила не все регулярные компоненты спроса.
23. Агрегатное планирование производственных систем: сущность и методы
Агрегатный план - план производства в укрупненных показателях, разрабатываемый как правило на годовой период в помесячном разрезе. В агрегатном плане продукция одного типа, производимая в едином техпроцессе, не разделена по номенклатурным позициям – указывается только общее количество выпускаемой продукции.
Основная цель агрегатного планирования – обеспечить соответствие производственных возможностей меняющемуся спросу на товар. Проблема состоит в том, что производственная мощность является постоянной величиной, тогда как спрос на товар как правило изменяется (например, вследствие общих тенденций роста отрасли, или сезонных колебаний). И в процессе агрегатного планирования следует определить, за счет изменения каких параметров производства будет возможно удовлетворить спрос.
Основные параметры агрегатного плана:
- объем производства (выпуска) – всего, собственными силами и по субподряду;
- объем сбыта;
-запасы готовой продукции на складах;
– параметры, определяющие производственную мощность (численность основных и временно привлеченных рабочих)
- параметры загруженности производственной мощности (плановые простои и сверхурочные работы).
Методы агрегатного планирования.
1. Метод проб и ошибок (эмпирический). Предполагает практическое использование разных стратегий в каком либо периоде времени с сопоставлением фактических затрат. Выбирается такая стратегия, которая обеспечивает наименьшие затраты.
2. Табличные методы. Для каждого из приемлемых вариантов стратегии на основе имеющегося прогноза спроса и данных о производственной мощности, рассчитываются суммарные годовые дополнительные затраты в табличной форме. Выбирается стратегия с минимальным значением затрат. Недостаток –невозможно проверить все комбинации стратегий, вариантов которых может быть несколько сотен.
3.Методы линейного программирования.
В общем случае, задача агрегатного планирования может быть представлена как каноническая задача линейного программирования, в которой
- переменными являются все изменяемые параметры агрегатного плана (численность рабочих, выпуск по субподряду, сверхурочные часы, простои, …)
- целевой функцией, подлежащей оптимизации является функция, выражающая суммарные годовые затраты, связанные с реализацией агрегатного плана;
- ограничениями устанавливается: параметры отдельных переменных не должны выходить за физические пределы (например, остатки склада не должны превышать вместимость, количество сверхурочных часов не может быть больше установленного законодательно значения и т.д.).
В качестве важнейшего базового ограничения выступает условие удовлетворения спроса, то есть спрос на продукцию должен быть равен продажам (за счет всего выпуска, и выдачи остатков со склада).
4 Методы имитационного моделирования. Более точные, но требуют высокой квалификации аналитиков.
24. Стратегии агрегатного планирования
Важнейшая задача, стоящая перед разработчиком агрегатного плана - определение принципов, при которых производственная система будет подстраиваться под меняющийся спрос. Необходимо определить какие параметры системы изменяются для реакции на повышение и понижение спроса для минимизации затрат системы.
Эти принципы получили название стратегии агрегатного планирования.
Если в ответ на изменение спроса меняется только один параметр производственной системы, стратегия называется чистой, иначе – смешанной.
Выделяют 8 базовых чистых стратегий:
5 пассивных — подстраивающих производство под спрос;
3 активные, изменяющих сам спрос.
Пассивные стратегии:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.