Стратегические решения в производственном менеджменте. Стратегическое планирование производственных мощностей. Этапы проектирования продуктов и услуг. Концепция совместной разработки. Проблема аллокации затрат и ограниченность модели «standartcost». Альтернативные модели учета производственных затрат, страница 10

Задача планировки заключается в таком расположении участков, которое минимизирует транспортные  расходы по перемещению продукции в незавершенном производстве. Кроме того, это расположение должно быть технологически совместимым и  обеспечивать удобства поступления сырья и комплектующих, а также вывоза  готовой продукции. В силу ряда причин, данная задача не сводится к задаче линейного  программирования.

Оптимизация происходит в следующей последовательности:

- выделяются технологические участки;

- строится граф материального потока, отражающий перемещения стандартных контейнеров между технологическими участками. На графе отражаются узлы – производственные участки, соединенные дугами – транспортными маршрутами, над которыми подписывается кол-во перевозимых контейнеров за смену.

- определяется исходный вариант размещения участков (стартовая схема планировки);

- рассчитываются затраты на перевозку стандартного контейнера между парами уч-ков;

- рассчитываются суммарные затраты, связанные с перемещение партий в системе (в виде матрицы затрат - в ячейках транспортные затраты, связанные с доставкой от участка в строке до участка в столбце). Затраты в матрице рассчитывают как произведение стоимости перемещения контейнера (определенного на предыдущем этапе) на количество контейнеров перемещаемых за смену (согласно графа материального потока).

При этом возможны 2 варианта расчета транспортных затрат:

- упрощенный вар-т (как произведение кол-ва перемещаемых грузов на кол-во уч-ков, которые пересекает транспортная схема)

 – уточненный вариант, учитывающий физическое расстояние перевозок.

Матрица затрат составляется для каждого варианта расположения участков. Выбирается вариант с минимальными затратами. При формальном описании задачи количество вариантов размещения обычно слишком велико для анализа.

Однако, на практике требуется проверить лишь немногие варианты, так как в схеме расположения требуется также учитывать расположение подъездных путей, технологическую возможность близкого расположения различных производственных участков.

20. Предметная планировка производства.

При предметной планировке (прямолинейном движении предмета производства и размещении оборудования по ходу технологического процесса) важнейшей задачей становится балансирование производственных мощностей. Условием ритмичной работы конвейера при полной загрузке производственных участков является равенство производительности на отдельных рабочих местах, и соответствие этой производительности требуемому выпуску.

Для балансирования поточной линии необходимо:

1. Описать элементарные операции, выполняемые в ходе производственного процесса и их взаимозависимость (с построением графа производственного процесса). Каждая операция характеризуется нормативным временем выполнения ti

2. Определить такт поточной линии C. Такт характеризует интервал времени, через который с конвейера выходит очередная единица продукции, и происходит синхронный переход  продукции в незавершенном производстве на следующее рабочее место.

C= Дневное рабочее время / требуемый выпуск продукции

3. Определить теоретическое минимальное число рабочих мест N = ∑ti  /  C. Значение округляется в большую сторону.

4. Сгруппировать элементарные операции на рабочих местах таким образом, чтобы суммарная продолжительность выполнения операций на рабочем месте, максимально приближаясь к такту, не  превышала его. При этом используются определенные принципы, например:

- группировка с начала процесса с последовательным присоединением операций до тех пор, пока они не будут близки к такту;

- то же, но группировка с конца процесса;

- группировка с первоначальным назначением на рабочие места операций с наибольшим временем выполнения и последующим присоединением к ним менее продолжительных операций.

Таким образом, разрабатывается несколько вариантов объединения операций на рабочих местах, и выбирается такой вариант, который обеспечивает минимальное количество рабочих мест.