МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Методической основой составления бизнес-плана должны стать правительственные и нормативные документы, касающиеся планирования развития как всего народного хозяйства, так и отдельных его отраслей. Применительно к лесному хозяйству структурно это можно представить, как показано на рис. 1. Стратегический план развития лесного хозяйства разрабатывается с учетом Национальной стратегии устойчивого развития, план развития ПЛХО строится на показателях, заложенных в Стратегический план, а конечным звеном планирования является бизнес-план лесхоза.
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь |
||||||||||||
Основные направления социально-экономического развития РБ |
||||||||||||
Программа социально-экономического развития РБ |
||||||||||||
Стратегический план развития лесного хозяйства РБ до 2015 года |
||||||||||||
План развития ПЛХО |
||||||||||||
Бизнес-план лесхоза |
||||||||||||
Рис. 1. Структура народно-хозяйственного планирования
Бизнес-планирование должно заменить систему техпромфинпланов (производственно-хозяйственных планов), что согласуется с процессом перехода всего народного хозяйства от директивного к индикативному планированию.
Конструктивная роль индикативных планов проявляется в том, что они, не сковывая инициативы субъектов хозяйствования, помогают намечать общий курс управления предприятиями. Гибкость индикативного планирования, основанного на системе определенных показателей, характеризующих динамику, структуру и эффективность производства, позволяет органично сочетать интересы государства, отрасли и предприятия. Как свидетельствует опыт развитых стран, разработка плана происходит с участием и управляющих органов, и самих предприятий. В отличие от директивного, индикативный план не регулирует жестко все экономические отношения, а показывает, где и когда нужно вмешаться государству.
На микроуровне индикативному планированию наиболее полно соответствует бизнес-план предприятия. Для лесохозяйственного предприятия целесообразно использовать следующую структуру бизнес-плана
1. Резюме
2. Характеристика предприятия и стратегия его развития
3. Описание продукции и услуг
4. Анализ рынка сбыта и стратегия маркетинга
5. Производственный план
6. Повышение экологической ценности лесов
7. Организационный план
8. План реализации проекта
9. Инвестиционно-финансовый план
10. Основные источники риска
11. Критерии эффективности
12. Юридический план
1. Резюме. Раздел должен содержать краткую характеристику предприятия, его особенности, исторический путь развития. Кроме того, в этом разделе следует также приводить краткое изложение бизнес-плана с акцентом на финансово-экономических показателях.
2. Характеристика предприятия и стратегия его развития. Содержит информацию о современной организационной структуре и персонале предприятия, об основных направлениях и видах деятельности. В разделе также даются краткие показатели лесного фонда (распределение лесов по классам возраста, породам, категориям защитности), по возможности целесообразно приложение карты лесхоза. Далее составляется стратегический план развития, указываются преимущества предприятия и проблемные области его деятельности. Также приводится краткая справка о финансовом состоянии предприятия, наличии и состоянии основных фондов, трудовых ресурсов, указывается потребность в инвестициях и их предполагаемые источники.
При оценке финансового состояния предприятия целесообразно использовать "Методические указания по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности субъектов хозяйствования", утвержденные приказом Министерства финансов РБ, Министерства экономики РБ, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ и Министерства статистики и анализа РБ № 206/74/157/187 от 13.08.99г. На основе проведенного анализа делаются выводы и приводятся предложения по улучшению финансового состояния лесхоза.
3. Описание продукции и услуг. В данном разделе необходимо обращать внимание на то, что социально-экологическая ценность лесов не позволяет руководствоваться лесхозам исключительно экономическими критериями. Кроме древесины, побочной продукции большую ценность для общества имеют экономически пока неизмеряемые полезности, такие как средообразующие функции, поддержание биоразнообразия и т.п.
Что касается деятельности, приносящей непосредственный доход, то для лесхоза продукцию можно разделить на три группы в соответствии с видом деятельности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.