Методические рекомендации по бизнес-планированию на предприятиях лесного хозяйства, страница 3

Нп – объём производства продукции в регионе оценки ёмкости;

Опр – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей;

И – импорт;

Э – экспорт;

Спт – снижение запасов товаров у продавцов;

Упт – увеличение запасов у продавцов.

2.  Определить конкурентоспособность продукции. Это позволит оценить слабые и сильные стороны лесхоза и выпускаемой продукции и наметить мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции и, тем самым, повлиять на объём продаж.

3.  Составить конъюнктурный обзор с целью определения перечня товаров, пользующихся повышенным спросом, сезонные колебания спроса на некоторые виды продукции. На основании этих обзоров службе маркетинга необходимо корректировать план выпуска продукции. Первоначально конъюнктурные обзоры составляются ежемесячно, в дальнейшем – поквартально.

4.  Определить оптимальную цену продукции с помощью оценки ценовой эластичности. Рыночная конъюнктура формируется под влиянием взаимосвязанных факторов: спроса, предложения и цены. Понятие "эластичность" позволяет отслеживать реакцию рынка на изменение цены продукции. Влияние цены на изменение спроса и предложения сказывается на появлении дефицита товара или его избытка. Для определения оптимальной цены, благоприятствующей увеличению сбыта товаров, строится кривая спроса. Она позволит специалистам по маркетингу разработать рекомендации по формированию оптимальной цены, которая бы позволяла лесхозу получать необходимую прибыль и при этом занимать устойчивое положение на рынке.

Для определения спроса необходимо по каждой единице товара построить зависимость между ценой Ц и уровнем спроса К. Цена устанавливается из расчёта желаемого объёма прибыли. Верхний уровень цены даёт спрос на товар. Валовые издержки (сумма постоянных и переменных) определяют минимальную её величину.

Для возмещения издержек производства нужно реализовать определенный объём продукции по данной цене. Здесь нужно знать ценовую эластичность спроса, и на основе этого рассчитать, при каком уровне цены будет достигнут объём продаж, дающий установленную прибыль.

Расчёт ценовой эластичности:

 где

Ц1, Ц2 – цены на продукцию;

К1, К2 – количество проданной продукции при ценах Ц1 и Ц2 соответственно.

Выдача рекомендаций по цене в зависимости от значений Эс:

Эс < 1 – продукция характеризуется неэластичным спросом, повышение цены на него ведет к увеличению оборота, а уменьшение цены – к снижению оборота.

Эс = 1 – каждый процент изменения цены приносит 1 % изменения сбыта.

Эс > 1 – спрос эластичен. При эластичном спросе на продукцию снижение цены вызывает непропорционально сильное увеличение количества проданной продукции и приводит к повышению оборота, а повышение цен вызывает уменьшение вает уменьшение м случае цену лучше снизить.

Оценивая динамику Эс вдоль кривой спроса, служба маркетинга устанавливает оптимальную цену на реализуемую продукцию.

5. Производственный план. Данный раздел является основой бизнес-плана, в нем указываются данные, касающиеся объемов всех видов производства и ресурсов, требуемых для выполнения производственного плана.

Сложившаяся структура лесохозяйственных предприятий предполагает деление производственной деятельности на лесохозяйственную и промышленную. Это делает необходимым составление планов  отдельно для лесохозяйственного и промышленного производств.

5.1. План лесохозяйственного производства. К лесохозяйственному производству некорректно механически применять рекомендации по бизнес-планированию, предлагаемые для остальных отраслей производства. Учитывая особенности лесного хозяйства, нужно, в первую очередь, обратить внимание на формирование, классификацию и размер доходов и расходов лесного хозяйства, исходная информация о которых содержится в лесоустроительном проекте и отчетных формах (ЛХ №4, ЛХ №3 и др.).