Методические рекомендации по бизнес-планированию на предприятиях лесного хозяйства, страница 6

На данный момент можно рассматривать два варианта формирования доходов и расходов. В первом случае принимается существующая система, когда лесной доход поступает в государственный бюджет. В свою очередь, государство в полном объеме выделяет недостающие средства на ведение лесного хозяйства

Второй вариант касается перевода деятельности лесохозяйственных предприятий на принципы финансовой самостоятельности. В этом случае лесной доход остается в распоряжении у лесхозов. Однако, как показывает практика, большинство лесхозов нашей республики не смогут осуществлять по крайней мере окупаемую лесохозяйственную деятельность, т.к. сумма мобилизации собственных средств и лесной доход не покроют затраты лесохозяйственного производства. Это обусловлено тем, что в настоящее время в лесах Минлесхоза 7,8 % спелых лесов (при оптимальном уровне 17,6 %). Поэтому реализация расчётной лесосеки (лесной доход) не позволяет вести окупаемую деятельность. Низкий процент спелых лесов обусловлен нерациональным лесопользованием в прошлом, когда государством игнорировался принцип постоянного, неистощительного и относительно равномерного лесопользования. В связи с этим представляется целесообразным компенсировать из государственного бюджета убытки лесхоза (связанные с нарушением нормальной структуры лесов) до того момента, пока лесхоз не выйдет на окупаемый уровень расчётной лесосеки.

Существенным фактором, влияющим на финансовое состояние лесхоза, является наличие лесов, выполняющих социально-экологические функции, что влечет за собой дополнительные издержки на лесохозяйственные работы и потерю среднего прироста товарной древесины. Поэтому государственное финансирование должно также содержать такую статью расходов, как покрытие издержек, связанных с потерей соответствующего количества древесины в лесах с повышенным возрастом рубки, а также финансирование затрат, связанных с экологизацией лесопользования.

В отношении пожаров и других стихийных бедствий целесообразно ввести институт государственного страхования. Указанная в Приложении 1 статья отчислений на страхование в специальный фонд должна быть обязательной для лесхозов. В свою очередь, средства на ликвидацию последствий и борьбу со стихийными бедствиями будут выделяться для предприятий из этого фонда.

Как показывает практика, не всегда фактические затраты на ведение лесного хозяйства совпадают с запланированными. Причиной этому могут служить инфляционные процессы, нерациональное использование активной части основных фондов, изменение технологии выполнения работ и др. В этом случае представляется необходимым введение системы учёта текущих издержек для осуществления анализа отклонений фактических затрат от нормативных и принятия оперативных управленческих решений. Таким образом, представляется целесообразным создание эффективной системы управления издержками лесохозяйственного предприятия, т.е. организация управленческого учёта.

Управленческий учёт представляет собой учётный метод, предназначенный для осуществления предприятием функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Он должен обеспечить правильное использование ресурсов и установление ответственности. Законодательство РБ обязывает каждое предприятие вести бухгалтерский (финансовый) учёт. Но для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации специального управленческого учёта, который может быть либо совмещён с финансовым, либо выделен отдельным блоком. Коренное отличие управленческого учёта от финансового состоит в том, что финансовый учёт ориентируется на внешних пользователей информации (прежде всего на налоговую инспекцию), а управленческий нацелен на внутренних пользователей (на руководителей предприятия и его подразделений). В отличие от отечественной практики последних десяти лет, для западных предприятий, работающих в условиях рыночных отношений, контроль над издержками производства стал неотъемлемой частью системы управления предприятием.