Методические рекомендации по бизнес-планированию на предприятиях лесного хозяйства, страница 7

На рис. 2 представлена принципиальная схема управления издержками лесохозяйственного производства. Как видно из рисунка, отправной точкой схемы является стратегия предприятия лесного хозяйства. Исходными документами для разработки этой стратегии служат Лесной кодекс и Стратегический план развития лесного хозяйства. Стратегия лесхоза является руководящим документом при разработке лесоустроительного проекта, а также выступает базой текущего управления.

На основании лесоустроительного проекта и нормативной базы составляется бизнес-план лесхоза, показатели которого доводятся до руководителей разных уровней. В процессе осуществления текущей деятельности ведётся достоверный и оперативный учёт как доходов, так и фактических затрат по центрам их формирования (учёт затрат бригады, мастерского участка, лесничества, лесхоза, а также по отдельным видам работ).

Данные учёта фактических затрат должны оперативно предоставляться от центров их формирования специалистам экономических служб лесхоза для проведения анализа отклонений фактических значений издержек от запланированных, на основании которого принимаются текущие управленческие решения.

Введение эффективной системы управления издержками лесохозяйственного производства позволит решить следующие задачи:

–  своевременное полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с выполнением работ, оказанием услуг;

–  оперативный анализ и контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов;

–  определение результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом;

–  стимулирование работников предприятия к экономии ресурсов и точному соблюдению технологий выполняемых лесохозяйственных работ;

–  выявление неиспользованных резервов, непроизводительных расходов и потерь.

С закреплением новых экономических отношений и улучшением финансового состояния предприятий лесного хозяйства предполагается переход деятельности отрасли на принципы финансовой самостоятельности. За государством останется только финансирование социально-экологических функций леса, остальные средства должны поступать в достаточном количестве (как доходы от лесохозяйственной деятельности) и распределяться на уровне лесхоза или Министерства (в зависимости от целевых мероприятий).


 



Основываясь на данных по затратам и доходам предприятий лесного хозяйства (Приложения 1,2), можно регулировать объем лесохозяйственного производства. Планирование производственно-финансовой деятельности лесохозяйственных предприятий должно осуществляться с учетом достижения их экономической самостоятельности. В этом отношении нужно рассмотреть взаимосвязь динамики доходов и расходов под влиянием двух факторов: изменение структуры лесного фонда в направлении нормального леса (табл. 5.3.) и изменение интенсивности лесопользования. Особенностью лесного хозяйства является большой удельный вес в структуре себестоимости затрат, не приносящих непосредственного дохода (будем считать их условно-постоянными). Это значит, что при изменении объема производства совокупные издержки растут значительно меньшими темпами, чем доход при увеличении реализации продукции.

Таблица 5.3.

Динамика экономических показателей лесхоза в связи с изменением

структуры лесного фонда

Период

Издержки

Доход

Прибыль

 

Связанные с получением дохода (условно переменные)

условно постоянные

Молодняки

Средневозрастные

Приспевающие

Спелые

1

 

2

 

3

 

 

N

Нормальная структура