КОНЦЕПЦИЯ «ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО ПРЕВОСХОДСТВА» В ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЯХ
В 1990-е гг. республиканцы утверждали, что администрация демократов недооценивает значение развития обычных вооруженных сил. Основной акцент в публикациях «мозгового центра» республиканцев, Фонда наследия, делался на том, что США следует уделять большее внимание военной мощи, увеличить ассигнования на нужды обороны. По оценке экспертов Фонда, военные расходы США к 1995 г. сократились на 35% по сравнению с уровнем 1985 г., а в предложениях по перспективному планированию военных расходов на 1997 – 2002 гг. выделялось на 130 млрд. долл. меньше, чем необходимо для поддержания даже того уровня военной мощи, который установлен администрацией Клинтона. Ссылки на прекращение «холодной войны» расценивались как неубедительные, отмечалось, что международные обязательства США по НАТО, договору с Японией и другим соглашениям не сократились; напротив, администрация Клинтона вовлекает США в операции по поддержанию мира, в расходы, связанные с расширением НАТО.
Как утверждал Д. Куэйл, бывший вице-президент в администрации Д. Буша-старшего, для защиты американских интересов требуется большая военная мощь, чем полагает администрация Клинтона, поскольку по отношению к ВНП расходы на оборону к концу ХХ века составили всего 3%. Это самый низкий уровень со времени политики изоляционизма перед второй мировой войной. Численность вооруженных сил за десятилетие сократилась почти вдвое, и к 2001 г. в армии, по его оценке, сохранится 9 боеготовых дивизий из 18, во флоте – 300 кораблей из 546, из 36 соединений истребителей останется едва ли половина. Что касается снабжения армии, то, утверждал Куэйл, на вооружении состоит устаревшее оборудование, закупленное в 1980-е гг. К началу XXI века 70% боевых самолетов будет старше 40 лет. В итоге, полагал Куэйл, способность США вести одновременно две ограниченные войны, которая существовала в начале 1990-х гг., исчезает. «Если в 2001 г. будет проводиться такая операция, как «Буря в пустыне» для этого потребуется 90% всех сил армии, две трети истребительной авиации, весь корпус морской пехоты. При этом еще необходимо будет оставить солидные силы сдерживания в Азии, Европе и других районах, представляющих собой жизненно важный интерес для США».
По мнению сторонников политики администрации У. Клинтона, республиканские критики не учитывали, что главной задачей является повышение качественных параметров вооруженных сил, что не всегда требует повышения военных расходов. Администрацией были разработаны основные представления о войнах 3-го тысячелетия и задачах вооруженных сил на перспективу. Они были изложены в принятой в июле 1996 г. Объединенным комитетом начальников штабов долгосрочной концепции развития вооруженных сил США на период до 2010 г. Согласно этой концепции, утвержденной бывшим в то время председателем ОКНШ Д. Шаликашвили, вооруженным силам США XXI века предстоит выполнять многообразные задачи, включающие «проецирование мощи» на потенциально взрывоопасные регионы для сдерживания возможных агрессивных действий, предотвращение конфликтов, осуществление совместно с союзниками миротворческих операций.
С распространением в мире передовых военных технологий ожидался рост числа потенциально враждебных государств, требующий готовности «противостоять широкому спектру внезапно возникающих угроз со стороны стран, использующих различные комбинации технологий и бросающих нам вызов различной степени интенсивности».
Предполагалось, что вооруженные силы должны быть готовы к операциям в любой точке земного шара с опорой, в основном, на обычные, неядерные средства ведения войны. Согласно концепции ОКНШ 2010 г., новые технические средства могут позволить и без применения ОМП достичь всеобъемлющего превосходства над любым противником.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.