Военная мощь в глобальной политике США, страница 14

После завершения «холодной войны» стратегические силы, ОМП по-прежнему рассматривались как важный компонент сдерживания. Так, в 1994 г. У. Клинтон принял концепцию, по которой силы «сдерживания» США должны были состоять из 500 МБР наземного базирования, ракет морского базирования на 14 подводных лодках «Трайдент» 20 стратегических бомбардировщиков В-2 и 66 – В-52. Число боеголовок на этих носителях, согласно договору по сокращению стратегических вооружений (ССВ-2), подписанному в 1993 г. и фактически соблюдающемуся США и Россией (хотя последняя до 2000 г. и воздерживалась от его ратификации), ограничивалось цифрой от 3 до 3,5 тыс. Это означало, что по сравнению с периодом «холодной войны» потолок стратегических сил США снижался более чем наполовину.

Администрация У. Клинтона полагала, что силы «сдерживания» сохраняют свою значимость для предотвращения возникновения ситуации, в которой крупные ядерные державы, такие, как Россия, Китай, будут испытывать соблазн поставить под сомнение лидерство США, ущемить их жизненные интересы.

В то же время вопрос о том, какие именно силы нужны США для осуществления подобного «сдерживания», стал спорным. Администрация У. Клинтона подвергалась критике республиканцев за недооценку значения развития новых поколений стратегических вооружений. В частности, в публикациях «Фонда наследия» договор о полном прекращении ядерных испытаний 1996 г. стал характеризоваться как шаг к одностороннему ядерному разоружению США. Утверждалось, что он помешает мерам по совершенствованию стратегических арсеналов, в частности разработке «умных» ракет, способных уничтожать мобильные пусковые установки. Под влиянием подобной критики республиканцы, имеющие большинство в конгрессе, отклонили ратификацию этого договора.

Усиливалось давление в пользу создания системы противоракетной обороны страны, что предполагало нарушение условий бессрочного договора 1972 г. по ПРО.

Еще в 1993 г. У. Клинтон заявил о прекращении работ над любимым детищем республиканцев – программой стратегической оборонной инициативы (СОИ). В то же время, учитывая опыт войны с Ираком в 1991 г., администрация намеревалась, по согласованию с Россией, уточнить ряд позиций договора по ПРО, с тем чтобы обеспечить возможность развертывания систем противоракетной обороны театра военных действий (ТВД), предназначенных для защиты войск на поле боя от ракет малой и средней дальности. С появлением новых держав, обладающих ракетным оружием, была сформулирована идея создания ограниченной системы ПРО территории США, обеспечивающей перехват одиночных баллистических ракет, т. е. того потенциала ОМП, который мог бы оказаться под контролем небольших государств или групп террористов.

20 января 1999 г. министр обороны США У. Коэн заявил, что в случае принятия окончательного соответствующего решения в июне 2000 г. могут начаться работы по созданию национальной системы ПРО, прикрывающей 50 штатов континентальной части США от атаки «злоумышляющих государств». Развертывание этой системы стоимостью в 10, 5 млрд. долл. предполагалось завершить к 2005 г. В дополнение к ней предполагалось создать ПРО ТВД для прикрытия 38 тыс. военнослужащих США, дислоцированных в Южной Корее, и 20-тысячного контингента, развернутого в районе Персидского залива, а также создать ПРО морского базирования для прикрытия флотов США.

На международной арене с осуждением планов США, как констатировали американские эксперты, выступили прежде всего те страны, которые рассматривали США как возможного противника: Россия, Китай, Иран, Ирак, Северная Корея, Сирия, Ливия. В этих условиях республиканцы выдвинули предложение считать, что Россия не является правопреемником СССР по отношению к договору по ПРО. В мае 1999 г. республиканское большинство конгресса одобрило идею создания национальной ПРО.

Администрация У. Клинтона отвергла предложения республиканцев об односторонней денонсации договора по ПРО. Она подтвердила, что с точки зрения правительства США Российская Федерация считается законным правопреемником СССР и пересмотр условий этого договора будет предпринят лишь после проведения соответствующих переговоров.