Предмет, метод и задачи статистики. Статистическое наблюдение. Статистическая сводка и группировка. Средние величины и показатели вариации

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Основные вопросы

по дисциплине «СТАТИСТИКА»

для студентов заочного факультета

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ

1.1  Понятие о статистике как науке, возникновение статистики и ее развитие

1.2  Предмет изучения статистики

1.3  Основные понятия в статистике

1.4  Метод статистики и ее основные задачи

1.5  Отрасли статистики, ее связь с другими науками

От слова «Status» и «Statista» и произошел термин «статистика». Впервые его ввел в обиход, позаимствовав из итальянского языка, профессор Геттингентского университета Готфрид Ахенваль, употребив его в 1749 г. в своей книге о государствоведении.

Если синтезировать то общее, главное и характерное для большинства используемых толкований слова «статистика», то все их множество можно свести к трем основным.

1.  Прежде всего слово «статистика» понимают как синоним слова «данные», «информация», причем информация, выраженная цифрами. Это и количество продукции, произведенной отраслями народного хозяйства, и количество специалистов с высшим образованием в стране, и количество мячей, забитых командой за сезон и т.д.

2.  Под статистикой понимают также и отрасль практической деятельности по сбору, обработке и анализу цифровых данных о массовых явлениях и процессах в обществе.

3.  Статистикой называют также и отрасль знаний, разрабатывающую и излагающую принципы и методы статистического исследования массовых явлений и процессов в обществе.

Наряду с этими в узком смысле понятиями и значениями слова «статистика» существует и определение статистики как науки, принятое большинством ученых.

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей и их выражения при помощи обобщающих показателей в конкретных условиях места и времени.

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени.

Таким образом, статистика изучает:

1.  массовые общественные явления;

2.  изучает их количественную сторону, закономерности их формирования и развития.

В статистике, как и во всякой науке, есть свои, присущие ей понятия и термины. Основными из них являются:

–  статистическая совокупность;

–  признак, статистическая закономерность;

–  статистический показатель.

Статистическая совокупность – множество (совокупность) однородных явлений, взятых вместе в определенных границах времени и пространства.

Каждое отдельно взятое явление данной совокупности (элемент множества) называется единицей совокупности.

По форме выражения признаки делятся на:

–  количественные, те которые можно выразить количественно (числом);

–  атрибутивные (качественные), которые числом выразить нельзя (пол, профессия, семейное положение).

      Количественные значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой изменяются, варьируют.

      Поэтому количественные изменения значений признака у единиц совокупности называются вариацией, а сами признаки – варьирующими.

           Статистическая закономерность – это количественная закономерность изменения во времени и пространстве массовых социально-экономических явлений.

      Статистический показатель – обобщенная количественная оценка (характеристика) свойств изучаемых явлений.

           В зависимости от цели исследования, статистические показатели подразделяются на два вида:

–  учетно-оценочные, характеризующие размер (объем, уровень) социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени;

–  аналитические,характеризующие особенности развития изучаемого массового явления – соотношение его отдельных частей, степень распространения в пространстве, изменения во времени, взаимосвязь с другими явлениями, типичность и др.

           Основные задачи статистики:

1.  Исследование на основе статистических показателей экономических и социальных явлений и процессов, происходящих в обществе.

2.  Обеспечение достоверной информацией управленческих и хозяйственных органов, а также общества в целом.

3.  Выявление взаимосвязей и пропорций в общественном производстве, обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства и др.

      При изучении явлений и процессов общественной жизни статистика использует различные методы, составляющие статистическую методологию.

      Эти методы подразделяются на:

–  всеобщие, основанные на диалектической логике и рассматривающие изучаемые явления во взаимосвязи, в движении и развитии, в их исторической обусловленности;

–  общенаучные, включающие в себя категории сравнения, обобщения и синтеза, индукцию, дедукцию и др.;

–  специфические, присущие только статистике:

а) методы массового статистического наблюдения;

б) методы статистической сводки и группировки;

в) методы исчисления обобщающих статистических показателей, их представления, анализа и интерпретации.

           Современная статистика состоит из нескольких уровней, которые выделились в процессе ее развития.

статистика

 
     

 


           I

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Статистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
491 Kb
Скачали:
0