П.Г. Щедровицкий 16.03.99, г. Иркутск
П.Г.: Я хочу представить вашему вниманию три группы тезисов. Первый раздел будет посвящен понятию индустриализации. Второй раздел будет посвящен проблематике субъектов индустриально-экономического развития. И третий раздел будет посвящен типологии хозяйственно-экономических укладов, сформировавшихся к концу ХХ века, в рамках индустриально-экономической формации.
При этом я хочу сразу обратить ваше внимание на то, что если первый тезис является достаточно проработанным и в политэкономии, и в целом ряде работ, которые относятся к действительности философии, истории и футурологии, то два других вопроса являются проблемными, постановочными, и именно в этом качестве я их предлагаю вашему вниманию.
Прежде всего, я бы хотел указать на тот факт, что начиная с Французской Буржуазной Революции, в рамках мирового и, прежде всего, европейского исторического процесса начинается институционализация идеи развития. Французская Буржуазная Революция вывела идею развития из пространства философских дискуссий в поле более широкого общественного, социокультурного обсуждения. Развитие, понимаемое как качественное изменение, и не просто как какое-то качественное изменение, а как постоянное качественное изменение, начиная с рубежа ХIХ века становится одной из ведущих ценностей. Очень часто этот процесс описывается и осмысляется в терминах перехода от консервативного общества, общества, где более важными, более значимыми, ведущими, доминирующими являлись ценности воспроизводства, к современному обществу, в котором развитие признается в качестве ценности и определяет процессы, которые происходят в различных областях практики, – как в области хозяйства, так в области политики, так и в области формирования и становления человека.
Я уже обращал внимание и во вчерашних выступлениях, и вы прекрасно понимаете, что констатация любого развития предполагает, что мы привнесли какие-то ценности, мы масштабировали процессы изменения относительно вполне определенных ценностных рамок и с точки зрения этих ценностных рамок сказали, что один процесс изменения будет развитием (мы будем считать его развитием) а другой процесс изменения мы не будем считать развитием. И вот здесь, фактически начиная с первых же лет ХIХ века, (т.е. в период между 1802 и 1814 годом), развертывается в самых разных областях и философии и социально-гуманитарных наук дискуссия о том, что считать содержанием процесса развития? что развивается? и что считать ценностью? И я думаю, что вы из литературы более или менее представляете себе, что именно в этот момент формируется первая идеология индустриализации, индустриального… ну, можно сказать развития, или развития как индустриализации – как изменения средств, техник, технологий – прежде всего, воздействия человека на природное окружение, во вторую очередь, воздействие человека на самого себя.
В 1814 году Жанн Батист Сей читает развернутый курс лекций в Коллеж де Франс, в котором он впервые говорит об индустриальной экономике. Он вводит это понятие потому, что понятие политической экономии и политической экономики в этот момент во Франции запрещено. Он говорит о промышленной революции, о первых шагах индустриализации как о ценности, к которой нужно стремиться. Сегодня, когда мы с вами обсуждаем, в какой ситуации находится мир, мы говорим о постиндустриализме, при этом никакого позитивного содержания сегодня понятие постиндустриализма не имеет, ибо целиком и полностью определено тем содержанием, которое вложено в понятие индустриализма. Что значит "постиндустриальное"? Это то, которое идет вслед за индустриальным. Мы все равно остаемся – и на уровне употребляемых понятий, и на уровне идеологии – в границах индустриальной формации. Мы остаемся все равно в границах такого определения содержания развития, которое связано с идеей индустриализации. Для того, чтобы может быть задать еще один горизонт этого представления, я хочу напомнить вам дискуссии в среде младогегельянцев и, собственно, рассуждения К. Маркса, который связывал с индустриальным развитием ценности человеческого освобождения. Когда мы совершенствуем свои средства, технологии, техники мы тем самым освобождаем время для свободных занятий, для того, чтобы человек мог заниматься наукой, искусством, политикой и другими собственно человеческими предназначениями. В этом плане у понятия индустриализации, кроме технической и технико-технологической компоненты присутствует совершенно явное антропологическое основание, основание, связанное с тем, что путь индустриализации является путем свободы. Этот момент до сих пор обсуждается в контексте философской антропологии, и чем дальше, тем больше мы возвращаемся к вот этим исходным антропологическим постулатам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.