Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 42

Еще одна проблема — проблема воспитателей в детские дома закрытого типа, да и вообще просто в детские дома и в интернаты. Я думаю, что если не будет мощной экономической поддержки работе воспитателя, то текучесть кадров нам не преодолеть. И почему? Почему воспитателями в основном работают люди, которые либо не имеют сами семьи, либо люди преклонного возраста? Это естественный совершенно ход событий, потому что воспитатель, в основном, работает вечером. А следовательно, мы говорим о распаде семьи, почему уходят с воспитательской работы? Да потому что у самих воспитателей распадаются семьи. Значит здесь мы видим два выхода из положения: либо материальная поддержка и очень мощная материальная заинтересованность в работе воспитателей, либо, второй выход — это объединение педагогического учительского и воспитательского состава, и если этот воспитатель будет работать не четыре дня в неделю (у него четыре дня в неделю будет брошена семья), а только два раза в неделю, то, я думаю, текучесть кадров нам тоже удастся приостановить. Такой опыт есть.

Я приношу благодарность за то, что я сегодня присутствовала на круглом столе, который завершает эту Конференцию, за ту мощную поддержку, которую нам оказывает Министерство образования.


СИДОРОВА Л. К.,

начальник отдела детских

домов Министерства

образования

ИВАНОВА Н.П.

зав лабораторией проблем

социального сиротства НИИ

детства

Об итогах работы секций и круглого стола конференции

Итоги работы секций были подведены на "круглом столе", прошедшем в последний, третий, день — 14 мая 1994 г. Работой "круглого стола" руководила заместитель Министра образования РФ Лазутова М.Н. Во вступительном слове она представила статистические данные об участниках конференции. В работе участвовали представители 43 территорий России, около 220 человек. Из них было 30% женщин, по возрасту преобладали участники старше 50 лет (34%), до 40 лет — 26%, а молодых, до 25 лет — всего 5%.

По должностным характеристикам большинство (71%) представляло органы административного управления, 21% — преподаватели, 10% — представители научно-исследовательских коллективов, более 5 % — работники методических служб. Были представители медицинских служб, что очень важно для правильного решения проблем воспитания, ибо только в согласованных действиях педагогических, психологических, медицинских, социальных и др. служб возможна сегодня не только реализация планов и установок, но и достижение определенных результатов.

Обобщающий анализ прошедших секционных заседаний 13 мая 1994 подвели их руководители, остановившись на самых основных проблемах, рассматривавшихся на каждой из 3-х секций.

1 секция "Возможности реализации духовного потенциала ребенка с проблемами в развитии" — Годин А.А., директор Белгородской школы для слабослышащих детей. Секция работала в НИИ коррекционной педагогики, руководил работой директор института Малофеев Н.Н. В центре внимания участников секции была проблема отклонений в умственном и психическом развитии детей и пути их коррекции. Два содержательных и высокопрофессиональных доклада сделали американские коллеги Джон Янг и Лэр Байес. Трудные случаи нарушений в развитии и поведении детей, воспитание характера таких подростков рассматривалось на конкретных, живых примерах. Содержание их докладов наглядно показало, что американских и российских исследователей, практиков волнуют одинаковые проблемы, что, несмотря на разные условия, подходы к воспитанию и оценке способов воздействия на детей одинаковы.

Сегодня реорганизация системы специального образования стоит Достаточно остро, требует дальнейших решений. В выступлениях сотрудников НИИ коррекционной педагогики, представители Министерства Образования РФ Кушнаренко В.И. были затронуты наиболее сложные аспекты данной проблемы: определение меры помощи в зависимости от состояния ребенка, создание условий для максимального развития ребенка и вывод его из состояния психологической и социальной изоляции. Много внимания было уделено диагностированию уровня детского развития, возрождении гуманного отношения в нашем обществе к детям с особыми нуждами.