Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 30

Сегодня к числу основных задач относятся:

1) разработка образовательных стандартов специальной школы, определение подходов к их содержанию;

2) приведение в соответствие современным требованиям учебных планов и программ на основе диагностики, сочетающихся с программой реабилитации, совершенствование технологий обучения на основе комплексного обследования детей с целью обеспечения права каждому ребенку на удовлетворение специальных потребностей.

В заключение я хочу сказать, что всех проблем, связанных с реабилитацией детей с отклонениями в развитии, нам сегодня, конечно, не решить, но вопросы, которые мы обсуждаем на конференции в аудитории компетентных и заинтересованных специалистов, позволят проанализировать положение дел и определить пути развития петербургской школы специального образования, выявить подходы к разработке региональных стандартов специального образования и критериев оценки деятельности специальных школ при их аттестации.


ИВАНОВА Н. П.,

зав. лабораторией проблем социального сиротства НИИ детства

О причинах социального сиротства в современных условиях и путях его преодоления

Система призрения детей-сирот как всякое социальное явление, находится под влиянием общих социально-экономических процессов: спада производства, безработицы, ухудшения финансирования бюджетных отраслей и т.д. Известно, что последние 3 года сиротские учреждения, в основном, получают средства только на питание детей, зарплату сотрудников и коммунальные расходы.

В неустойчивом, кризисном положении находится и современная семья, и интернатные учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Все эти причины влияют на увеличение числа детей, вынужденных по разным причинам уйти из семьи, на увеличение родителей, лишенных родительских прав, на увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидов.

При этом отсутствует система поддержки дезадаптированных матерей и семей, которых можно отнести к группе риска по детскому неблагополучию (отказ от ребенка, жестокое обращение, оставление без помощи, эмоциональная холодность, безразличие...).

Увеличение числа таких детей свидетельствует о том, что проблема их устройства и дальнейшего воспитания становится еще более актуальной.

Несмотря на увеличение детей, нуждающихся в государственном попечении, новых форм их презрения, более отвечающих современному пониманию, пока не появилось. Дети традиционно отдаются под опеку престарелым родственникам или устраиваются в интернатное учреждение. Известно, что содержание детей с проблемами (инвалидов, с умственной отсталостью) в интернатом учреждении еще более делают их коррекцию и социализацию проблематичной.

Во многих территориях система интернатных учреждений очень традиционна, состоит из крупных учреждений, построенных по закрытому типу. Их закрытость определяется зависимостью детей от администрации, отсутствием связей с родственниками, другими взрослыми, недостаточными контактами в социально-культурной сфере города, что иногда провоцирует взрослых к жестокому отношению к воспитанникам, усугубляет социальную депривацию, а значит снижается степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.

Недостаточно быстро развивается система постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений; особенно остро эта проблема стоит для детей вспомогательных интернатов и инвалидов. Отрыв ПТУ от предприятий приводит к тому, что после окончания ПТУ их выпускники не могут найти работу, остаются невостребованными.

Подопечные дети и их опекуны испытывают нужду в материальной, психологической, медицинской и педагогической поддержке.

Помещение ребенка, лишившегося родительского попечения, в интернатное учреждение, а не в семью, объясняется отсутствием служб, занимающихся созданием новых форм устройства осиротевших детей.

Система интернатных учреждений в настоящее время под давлением различных социо-экономических и политических процессов находится в состоянии реорганизации, поиске возможностей для оптимизации воспитательного процесса.