Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 23

Наряду с этим необходимость обеспечения цензового образования для всех детей с отклонениями в умственном или физическом развитии привела к серьезным перекосам как в сознании специалистов, так и общества в целом. Сформировалось мнение о том, что ребенка, который не может в полном объеме "взять" школьный стандарт — ребенка с грубым дефектом, целесообразно направлять в учреждения социальной защиты, так как основная задача специальной школы — обеспечить уровень образования не ниже, чем в массовой. На практике это привело к тому, что значительная часть глубоко умственно отсталых детей вообще не обучается.

Оценивая школьную готовность проблемного семилетнего ребенка, диагносты, как правило, определяют не его индивидуальные возможности, дальнейшего психического, социально-эмоционального, личностного развития, а потенцию ребенка "взять" программу и "подходящий" для этого тип специальной школы. Возникло деление детей на "обучаемых", "плохо обучаемых" и "необучаемых". К наименее перспективным, естественно, были отнесены умственно отсталые и дети со сложной структурой дефекта.

В соответствии со стереотипами общественного сознания ребенок, который не может в общем темпе и в полном объеме усвоить школьную программу, воспринимается педагогами как неуспешный, аномальный и может быть оценен ими как умственно отсталый, хотя на самом деле таковым не является.

По мнению Reschly (1988), пока система оценки умственного развития человека дихотомична — умственно отсталый или нет, — а не непрерывна всегда будут существовать проблемы классификации пограничных состояний. Отечественная практика показывает, что значительный процент учащихся вспомогательных школ или вспомогательных классов школ для детей с сенсорными нарушениями составляют ученики, чьи интеллектуальные возможности оценены как «пограничная умственная отсталость". Таким образом, ребенок может быть отнесен к категории умственно отсталых не в силу имеющегося у него выраженного органического нарушения головного мозга, а вследствие иных — социальных — причин. Это может быть результатом несовершенства действующей классификации, диагностической процедуры или примененного диагностического инструментария. Решение также может быть следствием общественного определения допустимого поведения, терпимости, а точнее, нетерпимости окружающих к поведению, выпадающему из общепринятых норм.

К сожалению, данная проблема почти не обсуждается в нашей стране. Ее решение за рубежом привело к созданию концепции гандикапа (по аналогии со спортивным термином, обозначающим явное неравенство участников соревнования и необходимости предоставления форы слабым). По мнению авторов концепции, значительная часть общества воспринимает умственно отсталых как людей неполноценных, стоящих на более низкой ступени, несостоятельных и во всех отношениях зависимых от "нормальных". Этот подход, по сути, можно расценивать как сегрегационный в своих ошибочных мнениях, предубеждениях и уничижительных действиях, направленных на часть общества или на отдельных его представителей.

Как показывает наш многолетний опыт, на собеседовании при поступлении в первый класс дет из групп риска, как правило, не демонстрируют хороших результатов. Нередко им приписываются "пограничная умственная отсталость", "грубая задержка психического развития" и рекомендуется специальное обучение. Но и в специальном классе, школе, которые, напомним, ориентированы на цензовое образование, ребенок чаще оказывается неуспешным, подтверждая, казалось бы, правильность первичного диагноза. Вместе с тем за пределами академической программы, учебного класса ребенок может быть весьма активен и социально адаптирован. Таких детей Dunn (1968) называл "умственно отсталыми шесть часов в день". Это дети с низким культурным уровнем, чаще жители города, которые несостоятельны в школе, но нормально функционируют за ее пределами. Такой ребенок в дошкольном возрасте членами семьи и окружающими воспринимается как обычный. Вопрос о его интеллектуальной состоятельности возникает у членов ПМПК в ходе кратковременного интенсивного тестирования. По результатам собеседования ребенок может оказаться учеником вспомогательной школы, но, закончив ее, раствориться в ординарном социуме и в своей взрослой жизни никаким образом не обнаруживать серьезных интеллектуальных проблем.