Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 21

Затем это могут быть вполне реальные ситуации — загорелись игрушки на елке, лопнула батарея в классе и пр.

Затем постепенно необходимо переходить к личным проблемам, связанным с взаимоотношениями в коллективе, неудачами в труде, учебе, контакте с педагогом или воспитателем. В последнем случае первоначально необходимо разобраться, что мешает контакту с другими людьми, какие качества — эгоизм, высокомерие, грубость, замкнутость, отсутствие общих интересов, недобросовестность в труде и т.п. Дать такую задачу всем: "Мальчик (или девочка) не могут наладить дружбу с другими детьми. Как ты думаешь, почему?" Это может быть просто диспут или сочинение, в ходе которого будет раскрыта эта возможная причина с позиции конкретных учеников.

Очень важно, чтобы ученики научились анализировать не только причины, по которым ученик вызывает антипатию, но и продумать возможные способы изменения его поведения. Такой анализ может быть проведен на примере безграмотного письма: какие ошибки делает ученик — пропускает буквы, пишет как слышит, не знает правила и т.п. Для того, чтобы добиться грамотности, каждому надо фиксировать внимание на разных объектах и добиваться либо устойчивости внимания, либо обратить внимание на личность восприятия, либо на объем памяти, либо быть чутким к ошибкоопасным словам.

V. Тренировка эмоциональной сферы органически связана с тренировкой волевой саморегуляции как способности управлять своими движениями, действиями, поведением, эмоциональной, а затем и мыслительной сферой.

Тренировка волевой саморегуляции должна проходить от простого к сложному.

 Начинать можно с регуляции привычных движений, связанных с почерком, рисунком, написанием цифр и т.п. Ученикам надо внушить, что воля проявляется прежде всего в мелочах, в умении управлять микродвижениями руки. Почерк — главный показатель характера регуляторных процессов у человека, на основании чего можно определить личность в целом. Показывая почерки учащихся, можно научить детей определять по ним характерные черты писавших.

Затем доказать дегям, что если харакгерные особенности волевой саморегуляции проявляются в почерке, то, тренируя четкие движения, можно сформировать способность к саморегуляции. Особую роль в развитии регуляторных процессов играет рисунок. Рисунок требует более сложного управления движением руки. Преодолевая свое неумение рисовать, учащиеся начинаю г понимать сущность преодоления и самоуправления.

Управление движениями, голосом легче всего тренируется в ролевых играх, когда во время самоподготовки учащиеся выполняют роль воспитателя, например, или учителя.

Через преодоление неумений, поиск способов для их преодоления развитие новых навыков невольно тренирует способность к постановке целей, которые лежат в основе саморегуляции. При обсуждении проступков учащихся воспитателям необходимо акцентировать внимание не на причине, побудившей их на неправильное действие, а на цели, которую они преследовали, т.е. "для чего" это делалось, каких результатов хотели добиться. Это приучает учащихся к осмысленности поведения.

Для воспитания целевой регуляции жизни очень важно предоставлять инициативу самим учащимся в организации разных мероприятий, походов, оформлению игровых и спальных комнат, кабинетов и интерната в целом. Это прибавляет уверенности в своих способностях к самостоятельной жизни, пробуждает творческую активность, меняет отношение к окружающим вещам.

В идеальном варианте психолог проводит аутотренинг, цель которого — способствовать формированию навыков саморегуляции.

VI. Формирование сознания, искаженного, как уже говорилось выше, условиями коллективного воспитания, должно начинаться с осознания воспитанником самого себя, своих возможностей, способностей. жизненного предназначения вообще, начиная со своего места в коллективе.