Своеобразно искажается и самосознание ребенка. Положение "сироты", постоянное внимание к их обеспечению всем необходимым, подарки, развлечения — наряду с самообслуживанием, уборкой помещения, дежурством — порождают потребительские потребности, ощущение того, что все должны что-то делать для них. Вместе с тем понимание своей ненужности никому конкретно создает в сочетании с ощущением своей социальной исключительности тенденцию к обвинению среды в своей неполноценности, неудачах. "Я хороший, это они не дали мне необходимого, виноваты в моих недостатках", — такова логика рассуждении в самооценке.
При введении в интернате системы "обучения через развитие познавательных процессов" мы столкнулись с тем, что ученики не хотят даже самостоятельно думать. Они говорили: "Зачем думать, Вы расскажите, а мы потом перескажем!"
Потребление чужих мыслей, открытий, знаний, переносится и на формирование интеллекта, главного инструмента психической культуры, способности на высшем уровне, через созидание приспосабливаться к среде.
К тому же сознание и самосознание воспитанников базируется главным образом на принципах запретов — "не убий", "не укради", "не кури", "не самовольничай", "не шуми", "не ленись" и т.п. За всеми этими "не" ученик не видит для себя позитивной программы действий: не будет он убивать, красть, курить, лениться, а что он должен делать? Каким быть? К чему стремиться? Этого не понимает большинство воспитанников, пока не приходит пора выбора профессии.
Очень любопытные данные были получены в нашем психологическом обследовании учащихся: им давалось задание написать по пять положительных и отрицательных качеств человека вообще, а затем написать то же про себя. У некоторых детей при описании собственных положительных качеств они шли с отрицательной частицей — "не курю", "не ленюсь", либо были им эквивалентны в положительном варианте "слушаюсь", "хорошо учусь", "внимательный на уроках", либо вообще отсутствовали при изобилии отрицательных качеств. В число отрицательных качеств некоторые дети относили такие, как самостоятельность, любознательность, активность, наряду с другими, которые педагог и воспитатель подчеркивали в поведении детей согласно своей категории человеческих ценностей.
Тестирование педагогов и воспитателей по той же методике показало, что на вопрос "Какие качества Вы хотели бы видеть у своих воспитанников, а какие нет?» каждый педагог и воспитатель отвечает по-своему, определяя круг качеств. Как правило, эти качества соотносились с требованиями интерната — "дисциплинированный", "аккуратный", "отзывчивый", "исполнительный" и пр.
В эпоху господства идеи коммунизма в нашей стране существовали четкие нравственные критерии служения людям и Родине, умение управлять своим поведением и деятельностью во имя блага человека, существовали высокие нравственные идеалы — декабристов, борцов за свободы, за место в строю созидателей, защитников Родины. В настоящее время эти идеалы разрушены, нам показывают по телевизору, какого совершенства достигли мафиозные структуры (за 70 лет нашего застоя) на Западе, рекламируют способы добывания денег через помещения их в банки при полном безделии или минимальных затратах энергии для получения всех жизненных благ.
Все эти внешние обстоятельства, накладываемые па неблагоприятные условия для психического развития в условиях детских домов и школ-интернатов, делают особенно ответственной работу педагогов и воспитателей в них. Особая роль принадлежит воспитателям, которые большую часть времени проводят с детьми, контактируют с ними на индивидуальном уровне. Для успешного осуществления воспитательной работы она должна базироваться на следующих основных принципах.
Принципы воспитательной работы, которых придерживаются далеко не все воспитатели, следующие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.