П.Г.: Нет – бросайте. Но я все-таки отвечаю на ваш вопрос еще раз и более жестко. То, что было не видно, когда мы смотрим назад… чем больше мы смотрим назад и чем больше вглядываемся в это, тем больше мы убеждаемся в том, что ничего то там и не было. А вот если мы поворачиваемся вперед и забрасываем горизонт (но здесь начинает действовать логика, что ни в коем случае не один, а, как минимум, два – как минимум два рубежа, два горизонта, удаленных друг от друга), то в этот момент, как ни странно, в одночасье возникает и прошлое. Более того, может оказаться так, что в это прошлое кроме оргдеятельнотных игр десятилетней давности окажется вовлеченным масса всего такого интересного, о чем вы и не предполагали (вплоть до седьмого колена), и чего сейчас по разным причинам (ну, во-первых, некой свойственной любому человеку исторической близорукости, а кроме того, неотделимости значимого от незначимого в истории) мы просто не видим. Поэтому, фактически, я утверждаю только один важный момент: что если уж что-то и искать в ОДИ, то искать в них намеки на следующий горизонт, который, как я утверждаю, присутствовал там, присутствовал, но не в артикулированной, в этом смысле – в скрытой, или спящей форме. При этом кому-то удалось это произвести на самом себе. Но ведь в этом плане "фабрика грез" под названием ОДИ для кого-то оказалась формообразующей – персонально. Я сейчас в какой регион не приеду, возьму сообщество местных предпринимателей, выясняется, что уж один человек, а обычно почти и все проходили через ОДИ. Как так получается – понятия не имею. Но это – факт. Но, обратите внимание, ведь через ОДИ в период между 79 и 89 годом прошло 100 тысяч человек. Поэтому странно было бы не обнаружить их. Это – с одной стороны. А с другой стороны, я прекрасно понимаю, что эта индивидуальная сборка на одном человеке стала возможной благодаря тому, что по каким-то причинам (скорее всего, случайным) у него в скрытой форме присутствовал вот этот следующий горизонт. И когда, в этом смысле, "процесс пошел", то этот горизонт оказался адекватным, он стал разворачиваться, он стал наполняться и насыщаться новым материалом. И в этом плане для него (для этого человека) ответ на вопрос "что там было?" понятен – с точки зрения этого нового шага. Но давайте теперь попробуем от такой индивидуализированной формы присвоения результатов ОДИ перейти к другой: групповой или коллективизирующей. Я не верю в коллективную МД без ядер индивидуализации, но я прекрасно понимаю, что индивидуализация – ни в коем случае не исчерпывает содержания и смысла коллективной МД. Поэтому: а почему бы не сделать следующий шаг или, хотя бы для начала, забросить следующий горизонт?
Вот для меня поворотным моментом истории является та игра 86 года, о которой я сказал в самом начале, потому что: что для меня произошло? – Для меня появилась концепция прикладных служб (ну, тогда обсуждались психологические службы, но в общем-то это было не важно) как более сложная система, нежели ОДИ. Т.е. вот условно кружок, ОДИ, и вот эти (не очень правильное название) прикладные, психологические, или гуманитарные службы – как указания на возможный следующий шаг. Я могу сказать, что Школа Культурной Политики (ШКП) является ничем иным, как попыткой освоить этот горизонт и институционализировать прикладную, культурно-политическую службу. Я завтра поговорю о том, что, собственно, я вкладывал в это понятие и почему именно так действовал. Но важно, что как только этот горизонт возник (в 86 году, т.е. приблизительно за 3 года до создания ШКП (как организации) во многом под влиянием каких-то моих работ, которые я вел в сфере кинематографа и которые оказали "намекающее" действие по отношение к тому, что же это могут быть за службы, с чем они могут работать, что может стать содержанием деятельности в этой зоне), то в этот момент ОДИ приобрела для меня совершенно другой характер. Она стала осмысленной не только в плане опыта участия в ней, который всегда локально осмыслен, а еще и в плане того переосмысления, переинтепретации внутри нового горизонта. Я к игре стал иначе относиться. До этого я относился к ней как к самоцели или самоценности, а после этого я стал относиться к ней как к своего рода отработке или экспериментальному освоению того содержания, которое начало намечаться в этом горизонте. Я утверждаю, что в общем, наверно, так поступают все. Я утверждаю, что это вообще-то сущность МД. Не знаю ответил – не ответил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.