Реплика: Следующий шаг, наверное, нужно делать сегодня, завтра, через полгода. С этой точки зрения важно, как мы сделаем следующий шаг. Поэтому, наверное, не менее важно оценить результат предыдущего. Т.е. будущее-2 нас настигает: давайте поговорим о том, что же в будущем-1, т.е. настоящем.
П.Г.: Ну, да, вы правы, я с вами согласен. Но я при этом переворачиваю задачку. Я задаю следующий вопрос: если некое ощущение необходимости следующего шага не возникало 5 или 7 лет назад, а если возникало, то было какое-то внутреннее, опять же интуитивное ощущение того, что для него нет предпосылок, условий, ресурсов и т.д. и т.п., то, может быть, это и правильно? И не было предпосылок, условий, возможностей, ресурсов для этого следующего шага, и, может быть, видение следующего шага сегодня… Вот вы говорите: "сегодня, завтра, через полгода…"; я – больший реалист, поэтому говорю: сегодня, завтра, и еще в течении 2-3 лет. И если за этот период выстроится следующий шаг, то относительно него будет совершенно понятно и почти не будет требовать обсуждений, что же было сделано 10 лет назад. Возникнет та самая определенность – взятого с собой.
В свое время, где-то году в 90-м, я беседовал с одним своим приятелем (как раз был уже понятен сценарий распада Советского Союза, все эти выходы), и в разговоре он мне сказал ключевую фразу: "И вообще, – говорит, – когда спасаешься бегством, самая большая проблема – это чемоданы без ручек". И это – забылось. Он занялся бизнесом, у него огромный бизнес в Израиле, и в этом смысле у него нет проблемы "чемодана без ручек". А я на каждом шаге (на каждом шаге: на том шаге, когда я работал с компанией "Якуталмаз", когда я делал региональную программу для Якутии, когда я работал с Архангельской областью, когда я работал с СЭЗ "Находка" или еще где-нибудь), каждый раз спрашивал себя одну единственную вещь: где тот самый чемодан с Добром (с большой буквы), у которого нету ручки. Потому что если установить это, то не возникает ложного желания это добро тащить.
Вопрос: А если очень хочется тащить?
П.Г.: Подождите. Ну, а дальше все делились – на тех, кто тащил чемоданы без ручек (и они сегодня там, они с добром с этим, но – там), и тех, кто, понимал, что спасаясь бегством, чемоданы без ручек надо бросать: "А добро потом наживем". А смотрите, какой интересный момент: это (показывает на схему) – уже ручка.
В.Г.: …от чемодана.
П.Г.: Да, от чемодана.
Реплика: А чемодан-то жалко с добром.
П.Г.: Жалко. Жалко.
Реплика: Для некоторых он Родиной назывался…
П.Г.: Ну, подождите. "Жалко". Но, знаете, вы могли его еще как-нибудь назвать.
Реплика: Просто я ваш пример продолжаю…
П.Г.: Ну, хорошо, что продолжаете: я же и вызываю вас к тому, чтобы именно вы так и продолжали.
Реплика: Я вызываю вас ответить на этот вопрос.
П.Г.: А чего мне отвечать? Я и говорю: ну, написали на чемодане слово это. Могли бы, кстати, написать на каком-нибудь другом месте. Например, на ладошке.
Реплика: Хорошо. Это – другой чемодан, не такой тяжелый, чуть поменьше, но тем не менее: если его очень хочется утащить с собой?
П.Г.: Ручка есть?
Реплика: Нет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.