Решение уравнения [K]·{∆(t)} = {F(t)}г можно выполнить двумя способами: ведением на границе открытой поверхности объема элементов, учитывающих протяженность R∞ пространства с физико-механическими свойствами воздушной среды или учетом возможности стока давления от части границы в это упругое полупространство. В первом случае в уравнении матрица жесткости среды объема салона выполняется элементами описания части примыкающего пространства, содержащими полубесконечные функции на границе вида
Nj = Nj(s) ∙Nj(η), где Nj(s) = Lj (s)∙e-(s-s´)/H∙eu, Nj(η) = Lj (η),
где Lj (s), Lj (η) ¾ обычные полиномы Лагранжа, а Н - линейный параметр скорости затухания или расстояние затухания. Здесь девятиузловой конечный элемент пространства определяется в локальной системе координат ξ и η. Координата ξ простирается в бесконечность и совпадает с направлением координаты s, которая связана с глобальной системой X,Y соотношением ds2 =dX2 + dY2, то есть может и не совпадать с направлениями X и Y. Для узла j начальное значение координаты s равно sj = s', которое входит в степень выражения Nj(s). Другой сомножитель (eu) функции формы для комплексных узловых значений равен u = iks и отражает условие распространение волн давления. Его падение на расстояние s за время t учитывается отношением u = -(t-s/c0) при скорости звука в воздухе c0. Так как моментное значение частоты звукоизлучения (демпфирования панелей) находится в диапазоне 1,5¸300 Гц, то полагая минимальным время распространения за один период колебаний, можно считать конечным значением пробега звуковой волной расстояния R∞=Н=м/с ≈ 226,7¸1,13 м/с, а продолжительность общего времени прохождения самого дальнего расстояния звуковой волной равно t∞ ≈ 0,67 с.
С помощью этих функций формируются элементы матрицы жесткости части полупространства со свойствами воздушной среды:
[K]e = [N(s)]·[N(η)]dV,
где Ге - часть поверхности открытого пространства, R∞ - известно, dV = dГ·ds - элементарный объем, равный произведению элементарной площади на расстояние ds.
После интегрирования эта матрица жесткости дополняет систему уравнений. Тогда решение уравнения, проводимое с учетом преобразования нулевого правого вектора на ненулевой вектор модификации {F(t)}', обусловленный наличием начальных значений перемещений {∆(t)}, выполняется однократно.
Во втором способе уравнение [K]·{∆(t)} = {F(t)}г решается в два этапа: на первом определяется начальное значение вектора давления {Pа(t)}0Г в зоне открытой части границы объема Г, но для закрытого варианта. Очевидно, что это давление будет максимальным для открытой границы. На втором этапе этот вектор с амплитудой полученного давления дополняется функциями, учитывающими сброс давления в полупространство в виде
{F(t)}" = {Pа(t)} · е-Н",
где Н" = (s-s')/Н и соответствует предельному расстоянию R∞.
Поскольку у геометрической формы большинства салонов транспортных машин существуют плоскости симметрии, то решение справедливо выполнять для них в плоской постановке. В процессе расчета определяются компоненты тензора напряжений (давление р0) упругой воздушной среды при ее деформировании перемещениями {∆(t)}, со скоростями движения окружающих стенок, испытывающих вибрацию, т.е. в различные моменты времени. Тогда базовая модель алгоритмов программ, обладая такими решениями, может претендовать на достоверность и полноту описания физического процесса явления структурного шума. Тем не менее, в качестве дополнительного расчета возможно вычисление стандартным методом логарифмического суммирования по формуле определения звукового давления в характерной точке салона - у головы водителя от дискретного набора источников - заданного количества узлов расчетной модели панели конструкции: дверей, крыши, пола и т.д., по известной формуле для суммарного уровня звукового давления:
Lсум = 10 lg100,1Li,
Для использования в конечномерных представлениях с учетом акустики ближней зоны, формула изменена и дополнена, и имеет вид:
Ls = 10 lg100.1Li(t),
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.